Понятие интегрированного занятия
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы посредством разных типов деятельности, объединяемых в широком информационном поле благодаря взаимному проникновению и обогащению.
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от учителя совершенствовать практическую деятельность через поиск новых ценностных приоритетов при определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.
Одно из направлений методического обновления дошкольного образования – конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основании интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.
Дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир целостно. Для детей отсутствуют отдельно объекты только в пределах учебного предмета: животные и растения – это ознакомление с окружающим миром, числа и геометрические фигуры – это математика.
В ходе интегрированных занятий, выстраиваемых на междисциплинарной связи понятий, должны:
- разносторонне изучаться объекты, предметы или явления,
- осмысленно восприниматься окружающий мир,
- приводиться в соответствующую систему сформированные знания,
- пробуждаться фантазия, творчество и интерес,
- поддерживаться положительно-эмоциональное настроение.
Занятия, включающие междисциплинарные знания, становятся эффективнее, если реализуются такие дидактические условия их организации и проведения:
- построить интегрированные и комплексные занятия на основании концентрации содержания вокруг одной темы;
- конкретизировать задания на каждом этапе занятия;
- последовательно формировать понятия и умения с общим содержанием;
- рационально использовать разнообразные средства активизации познавательной детской деятельности.
Н. Гавриш – исследовательница дошкольного детства, в своей книге «Современное занятие» детально анализирует процесс интеграции, категориальные, смысловые, структурные свойства современного занятия.
Ей выделены следующие типы занятий по направленности содержания:
- однонаправленные, то есть предметные;
- разнонаправленные, то есть интегрированные и комплексные занятия.
Из этого следует разнонаправленность интегрированных занятий. К основным задачам такого типа занятий относят:
- всесторонне развивать ребенка;
- формировать целостное представление о конкретном предмете на основании интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные типы деятельности.
Интегрированные знания могут быть включены структуру занятия в качестве фрагмента, например, вспомнить названия животных, которые начинаются на звук к, отдельным этапом – актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях во время работы со сказками, а также на протяжении всего занятия, когда формируется целостный образ понятия «Лес» и т.д.
Структура интегрированного занятия предполагает особенную четкость, продуманную и логическую взаимосвязь материала из разных дисциплин на каждом этапе изучения той или иной темы. Это может быть достигнуто только при условии компактного и сконцентрированного использования материалов программы, использование современных способов организации детей во время занятия и интерактивной работы.
При подготовке и проведении интегрированного занятия, чтобы соблюдать системность знаний, воспитатели прибегают к использованию метода интеллектуальных карт или карт умственных действий.
Интеллектуальные карты
Интеллектуальная карта – это структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, внутри которой отражены связи ключевых понятий с остальными понятиями данной темы, образующие неразрывное единство.
Такие карты помогают в раскрытии сущности понятия, которое изучают на занятии, и его взаимосвязь с другими объектами, процессами и явлениями. Разработанная карта – это основа для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий.
Например, для проведения интегрированного занятия по теме «Море», основное понятие, вокруг которого будет строиться карта – море, а от него будут отходить слова, раскрывающие его сущность – морские жители, морской транспорт, свойства морской воды и пр.
Такие схемы могут составляться из подготовленных материалов в процессе проведения занятий вместе с детьми. В таком случае лучше использовать различные картинки.
Необходимо отметить, что проведение интегрированного занятия предполагает особенную подготовку от воспитателя и уже сформированного у него запаса знаний, умений, имеющихся у детей в изучаемой теме. В связи с этим проведение таких занятий каждый день очень затруднительно.
Общие рекомендации к проведению интегрированного занятия
При планировании проведения интегрированного занятия, нельзя забывать, что такое занятие требует особой подготовки и от детей, и от воспитателя. Иными словами, ежедневное проведение таких занятий – колоссальная нагрузка, в первую очередь, на педагога. Подготавливая интегрированное занятие, необходимо принимать во внимание ряд основных требований к планированию и организации их проведения:
- выделение в программе каждое дисциплины, или сферы жизнедеятельности, такого рода темы или темы, имеющие общие аспекты;
- выявление связей между такими элементами знаний;
- изменение последовательности изучения темы, если есть такая необходимость;
- учет специфических заданий при изучении темы для каждой дисциплины;
- при планировании занятия, необходимо формулировать основную цель и задание;
- моделирование занятия – анализ, отбор и проверка содержания занятия, наполнение его материалами, отвечающими целям занятия;
- выявление оптимальной нагрузки детей – умственной, физической, речевой и пр.
Интегрированные занятия дают широкие возможности в отношении использования разнообразной наглядности, например, воспитатель может использовать рисунки детей, чтобы создавать примеры и моделировать задачи. По таким рисункам вместе с детьми можно составлять небольшие рассказы и сказки.