Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интегрированное занятие

Понятие интегрированного занятия

Определение 1

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы посредством разных типов деятельности, объединяемых в широком информационном поле благодаря взаимному проникновению и обогащению.

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от учителя совершенствовать практическую деятельность через поиск новых ценностных приоритетов при определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.

Одно из направлений методического обновления дошкольного образования – конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основании интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.

Дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир целостно. Для детей отсутствуют отдельно объекты только в пределах учебного предмета: животные и растения – это ознакомление с окружающим миром, числа и геометрические фигуры – это математика.

В ходе интегрированных занятий, выстраиваемых на междисциплинарной связи понятий, должны:

  • разносторонне изучаться объекты, предметы или явления,
  • осмысленно восприниматься окружающий мир,
  • приводиться в соответствующую систему сформированные знания,
  • пробуждаться фантазия, творчество и интерес,
  • поддерживаться положительно-эмоциональное настроение.

Занятия, включающие междисциплинарные знания, становятся эффективнее, если реализуются такие дидактические условия их организации и проведения:

  • построить интегрированные и комплексные занятия на основании концентрации содержания вокруг одной темы;
  • конкретизировать задания на каждом этапе занятия;
  • последовательно формировать понятия и умения с общим содержанием;
  • рационально использовать разнообразные средства активизации познавательной детской деятельности.
«Интегрированное занятие» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Н. Гавриш – исследовательница дошкольного детства, в своей книге «Современное занятие» детально анализирует процесс интеграции, категориальные, смысловые, структурные свойства современного занятия.

Ей выделены следующие типы занятий по направленности содержания:

  • однонаправленные, то есть предметные;
  • разнонаправленные, то есть интегрированные и комплексные занятия.

Из этого следует разнонаправленность интегрированных занятий. К основным задачам такого типа занятий относят:

  • всесторонне развивать ребенка;
  • формировать целостное представление о конкретном предмете на основании интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные типы деятельности.

Интегрированные знания могут быть включены структуру занятия в качестве фрагмента, например, вспомнить названия животных, которые начинаются на звук к, отдельным этапом – актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях во время работы со сказками, а также на протяжении всего занятия, когда формируется целостный образ понятия «Лес» и т.д.

Структура интегрированного занятия предполагает особенную четкость, продуманную и логическую взаимосвязь материала из разных дисциплин на каждом этапе изучения той или иной темы. Это может быть достигнуто только при условии компактного и сконцентрированного использования материалов программы, использование современных способов организации детей во время занятия и интерактивной работы.

При подготовке и проведении интегрированного занятия, чтобы соблюдать системность знаний, воспитатели прибегают к использованию метода интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальные карты

Определение 2

Интеллектуальная карта – это структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, внутри которой отражены связи ключевых понятий с остальными понятиями данной темы, образующие неразрывное единство.

Такие карты помогают в раскрытии сущности понятия, которое изучают на занятии, и его взаимосвязь с другими объектами, процессами и явлениями. Разработанная карта – это основа для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий.

Например, для проведения интегрированного занятия по теме «Море», основное понятие, вокруг которого будет строиться карта – море, а от него будут отходить слова, раскрывающие его сущность – морские жители, морской транспорт, свойства морской воды и пр.

Такие схемы могут составляться из подготовленных материалов в процессе проведения занятий вместе с детьми. В таком случае лучше использовать различные картинки.

Необходимо отметить, что проведение интегрированного занятия предполагает особенную подготовку от воспитателя и уже сформированного у него запаса знаний, умений, имеющихся у детей в изучаемой теме. В связи с этим проведение таких занятий каждый день очень затруднительно.

Общие рекомендации к проведению интегрированного занятия

При планировании проведения интегрированного занятия, нельзя забывать, что такое занятие требует особой подготовки и от детей, и от воспитателя. Иными словами, ежедневное проведение таких занятий – колоссальная нагрузка, в первую очередь, на педагога. Подготавливая интегрированное занятие, необходимо принимать во внимание ряд основных требований к планированию и организации их проведения:

  • выделение в программе каждое дисциплины, или сферы жизнедеятельности, такого рода темы или темы, имеющие общие аспекты;
  • выявление связей между такими элементами знаний;
  • изменение последовательности изучения темы, если есть такая необходимость;
  • учет специфических заданий при изучении темы для каждой дисциплины;
  • при планировании занятия, необходимо формулировать основную цель и задание;
  • моделирование занятия – анализ, отбор и проверка содержания занятия, наполнение его материалами, отвечающими целям занятия;
  • выявление оптимальной нагрузки детей – умственной, физической, речевой и пр.

Интегрированные занятия дают широкие возможности в отношении использования разнообразной наглядности, например, воспитатель может использовать рисунки детей, чтобы создавать примеры и моделировать задачи. По таким рисункам вместе с детьми можно составлять небольшие рассказы и сказки.

Дата последнего обновления статьи: 23.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot