Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах

Основная характеристика модели интеграции содержания учебных дисциплин

В настоящее время содержание современного образования имеет раздробленное строение, по принципу дисциплинарности. Особенно это касается естественнонаучного образования. Изначально дисциплинарное дробление было разработано в рамках технократической парадигмы, в данный момент оно в полной мере отражает состояние всех естественных учебных наук. Предпочтение в дроблении дисциплин отдается первую очередь классическим наукам, в неклассических науках (появившихся в ХХ в.) практически отсутствуют идеи синергетики. К классическим наукам относятся – знания о природе и механизме самоорганизации, эволюции социальных, химических, биологических и иных системах.

На сегодняшний день, можно сказать, что дидактика делает свои первые шаги в направлении внедрении и адаптации синергетики в содержание учебных дисциплин школьного образования.

Синергетика учебных дисциплин позволит более точно и полно показать единство всего существующего в мире, выстроить представление о модели мира, то есть сформировать полноценную синергетическую картину через призму собственного понимания.

Замечание 1

Понятие «интеграция» является математическим, под ним понимается действие (суммирование) обратное дифференцированию (разделению).

Применительно к содержанию конкретных учебных дисциплин, которые уже дифференцированы в учебной программе школы на несколько образовательных областей, интегрирование направлено на:

  • формирование у учащихся единой картины мира, основанной на научных знаниях и представлениях;
  • исключение возможности дублирования и повторения одной и той же информации в разных учебных предметах;
  • осуществление взаимосвязи разных предметных систем знаний;
  • осуществление разгрузки и оптимизации режима учебного труда учащихся и т.д.
Замечание 2

Технология интегрированного образования позволяет получить как можно больше разнообразных моделей (решений), которые отличаются друг от друга разными параметрами.

«Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные целевые ориентации модели интеграции:

  1. Осуществление преодоления предметного центризма в обучении.
  2. Формирование целостного восприятия картины мира у учащихся.
  3. Формирование у учащихся межпредметных (межсистемных) знаний.

Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин»

В естественнонаучной картине мира такие предметы как физика, химия, география, биология и т.д., объединяются в системы. В настоящее время, для того, чтобы создать эффективные условия для ее успешного познания среди учащихся, имеются попытки проведения объединенных курсов.

Например: естествознание – биология, химия и география; конструирование – математика и труд; мировая художественная литература – ИЗО, история, литература и музыка.

Помимо внедрения интегрированных учебных дисциплин в школьную образовательную программу, так же осуществляется их внедрение в профессиональное образование.

Например: «Физика с основами промышленного производства», «Природоведение и сельское хозяйство».

Часть интегрированных дисциплин вводится в учебную программу в качестве дополнительных (факультативных). Однако в настоящее время существуют такие интегрированные дисциплины, которые утверждены законодательно и предусмотрены государственным образовательным стандартом в качестве обязательных, к освоению учащимися.

Например: «Основы естественнонаучного познания мира», «Концепция современного естествознания».

Данные интегрированные образовательные курсы объединяют в себе такие учебные дисциплины как химия, физика, биология, математика. В рамках общеобразовательных школ они изучаются в выпускных класса, в профессиональных учебных заведениях на первых курсах.

Основная цель указных интегрированных дисциплин заключается не только в изучении самой дисциплины, но и в комплексной переработке учебного материала, который учащиеся усвоили ранее, в рамках различных предметов. То есть, учащимся необходимо по итогу изучения интегрированной дисциплины понять логическую взаимосвязь наук между собой.

Интегрированные занятия (уроки)

Помимо интеграции содержания учебных дисциплин, интегрированная модель обучения воплощается в рамках интегрированных занятий (уроков).

В последние годы интегрированные уроки получили большое распространение, так как они позволяют обобщить полученные знания и сформировать целостное представление об окружающем мире.

Замечание 3

Интегрированные уроки проводятся на основе междпредметной, внутрипредметной и межсистемной интеграций, то есть путем объединения нескольких учебных предметов. Формами проведения выступают: экскурсии, походы, путешествия, уроки-погружения и т.д.

Чаще всего интегрированные уроки используются педагогами как своего рода обобщения пройденного ранее, с целью понимания взаимосвязи между полученными знаниями и усвоения родственных связей между темами.

Организация интегрированных уроков позволяет:

  1. Определить предметные знания об объекте или явлении.
  2. Значительно сократить временные затраты на усвоение учебного материала.
  3. Высвобождение учебного времени на проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, контроля знаний и т.д.

Например: Интегрированное учебное занятие «Кристаллы» (позволяет объединить несколько тем из физики и химии). Интегрированное занятие «Географические открытия» (объединение тем из географии и истории).

Помимо интегрированных учебных занятий, в рамках современных школ актуальным и востребованным становится проведение интегрированных учебных дней.

Например: В интегрированный учебный день последовательно друг за другом ставятся учебные дисциплины физика, химия и биология, ведут их три разных педагога. Общим является тема. Тем самым осуществляется неотсроченная интеграция естественнонаучных знаний, которые дети получают во время изучения различных дисциплин.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot