Применение ИКТ в начальной школе
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это способы работы с информационными ресурсамипосредством применения современных средств телекоммуникации, а также программных продуктов и электронно-вычислительных устройств.
Информационно-коммуникационные технологии дают педагогу начальной школы больший плацдарм для реализации своего творческого подхода к обучению и расширению познавательной заинтересованности учащихся младших классов.
Включение ИКТ в работу педагога начальной школы реализуется по следующим направлениям:
- Создание презентаций к урокам. Они создаются в специальной программе на ПК и могут быть воспроизведены, как на ПК, так и на интерактивной доске или проекторе.
- Применение интернет ресурсов. В интернет пространстве можно найти много полезной информации по конкретной дисциплине, методические рекомендации и электронную учебную литературу.
- Применение обучающих программ. Такие программы ориентированы на формирование конкретного навыка у учащихся или усвоение учебного курса, темы учебного занятия.
- Создание собственных образовательных программ и методических пособий. Посредством ИКТ можно полноценно реализовать свой творческий потенциал и на практике воплотить свое видение учебной деятельности.
Использование ИКТ в начальной школе способствует повышению качества обучения. Образовательный процесс приобретает насыщенность и интенсивность. У учащихся активизируется интерес к познанию, а педагог расширяет свои возможности анализа и контроля итогов реализации образовательной деятельности.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий актуально на любом этапе учебного занятия, любом этапе изучения учебного курса.
ИКТ могут быть включены в учебный процесс начальной школы для реализации следующих задач:
- Вступление к учебному занятию. ИКТ помогают развить интерес детей к новой теме;
- Постановка проблемной ситуации на учебном занятии или учебном курсе. Проблемное обучение имеет большой образовательный потенциал. Оно мотивирует детей к нахождению ответа на поставленный вопрос т.е. решение проблемы, которая выступает новым знанием, требующим поиска. Дети увлекаются и не осознают обучающего эффекта;
- Оказание помощи педагогу в объяснении нового материала: создание презентаций, схем, рисунков, включение видео роликов для наглядного представления и т.д.;
- Организация контроля и мониторинга образовательной деятельности. Возможно создание тестов по проверке материала, усвоенного на каждом уроке или за всю четверть. Также, разрабатываются творческие задания, требующие нестандартного решения.
Важным свойством ИКТ являются их исследовательские возможности. Данные технологии могут быть использованы для организации различной исследовательской деятельности. Учащиеся становятся настоящими экспериментаторами, более углубленно познавая окружающий мир, его устройство и процессы.
Цифровые лаборатории – основа исследовательской деятельности младших школьников
Цифровая лаборатория – это совокупность устройств и программных продуктов, позволяющих обрабатывать информацию и насыщать учебный процесс новыми компонентами.
Цифровые лаборатории помогают детям стать настоящими исследователями, совершающими различные эксперименты и, делающими новые научные открытия. Для начальной школы разрабатываются специальные лаборатории, программный компонент которых включает информацию, отвечающую возрастным потребностям и возможностям учащихся начальной школы.
Цифровые лаборатории, как правило, ориентируются на проведение экспериментальной деятельности в определенной научной области или научном направлении: естественнонаучное экспериментирование, математические занимательные задачи и др.
Основными компонентами цифровой лаборатории являются:
- Персональный компьютер.
- Средства представления информационных данных: в графическом или числовом виде.
- Цифровой измерительный модуль – средство измерения различных параметров: температуры, влажности, силы тока, напряжения. Таких модулей может быть использовано различное количество. Они соединяются с ПК и средствами представления информационных данных.
Посредством цифровых лабораторий можно проводить разнообразные исследования в урочной, внеурочной и проектной деятельности младших школьников. Различные цифровые модули дают возможность измерения температуры, атмосферного давления, влажности воздуха, освещенности помещения, звуковых параметров. Все это помогает в исследовании разных сторон окружающей действительности и наглядном представлении данных, посредством графических средств представления информации, а также составлением таблиц данных, включающих все показатели экспериментальной деятельности и их соотношение с нормативными значениями.
Правила продуктивного применения ИКТ в начальном школьном обучении
Применение информационных ресурсов способствует развитию всех сторон личности учащегося. Однако, недопустимо свободное применение информационных средств. Компьютеры и иные средства для работы с информацией, а также средства связи могут оказывать отрицательное воздействие на детский организма (облучение от ПК, нарушение осанки из-за неверной позы и нагрузки спины при работе за ПК, нарушения зрения, проблемы опорно-двигательного аппарата, а также, привыкание к ПК и выработка зависимости от него и иных гаджетов). В этой связи, применение ИКТ на уроках в начальной школе должно реализовываться по следующим правилам:
- Просмотр статической информации на мониторе ПК не более 10-15 минут.
- Просмотр динамической информации на мониторе ПК не более 20 минут.
- Самостоятельная работа на ПК не более 15 минут.
- Прослушивание аудио информации не более 20 минут.
- Оптимальный размер шрифта на слайдах, представленных на ПК или проекторе (не менее 25 размера).
- Длительность анимации должна быть непродолжительной (максимум пять минут).
- Не включать звуковое сопровождение информационных данных без надобности.
- Новая информация не должна занимать большое количество слайдов (максимум шесть). Необходимо представлять данные в сжатом виде.
- Использовать ИКТ только в качестве средств обучения, а не как его целевое назначение. Это в разы снижает их эффективность.