Понятие и сущность информационной компетентности
Информационная компетентность – это сложное по своей структуре и содержанию индивидуально-психологическое образование, организованное на основании интеграции теоретических знаний и практических умений в сфере инновационных технологий и конкретного набора личностных качеств субъектов образования.
Сущность информационной компетентности заключается в том, что она направлена на формирование у учащихся определенных знаний, умений и навыков, а также опыта их применения для решения конкретных социально-профессиональных задач посредством современных информационных технологий.
Информационная компетентность включает в себя новую грамотность, состоящую из умений человека самостоятельно осуществлять обработку информацию, принимать в непредвиденных и нестандартных ситуациях решений, путем использования разнообразных технологических средств.
Таким образом, информационная компетентность – это интегративное качество личности, которое является результатом отражения процесса поиска, усвоения и переработки информации в особый вид предметно-специфических знаний.
Объективной стороной информационной компетентности являются требования, которые предъявляются современному специалисту со стороны общества и государства.
Субъективная сторона информационной компетентности – это отражение объективной стороны через индивидуальные особенности человека и его профессиональную деятельность.
Информационная компетентность по своей природе имеет определенную внутреннюю логику, которая направлена на решение задач по обогащению учащихся знаниями и умениями из таких областей как: информатика и информационно-коммуникационные технологии. А кроме того направлена, на развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, осуществление успешного интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
Элементы информационной компетентности
Информационная компетентность включает в себя следующие элементы:
- Мотивацию, интерес и потребность на получение знаний, умений и навыков в сфере программной и технической информации и средств.
- Совокупность специальных знаний, которую полностью отражают современное состояние информационного общества.
- Знания, способы и действия, которые составляют информационную основу поисковой и познавательной деятельности.
- Получение опыта необходимой поисковой деятельности в области технических ресурсов и программного обеспечения.
- Формирования навыков применения современных информационных ресурсов, работы на ПК.
Практика показывает, что информационная компетентность обязательно должна включать в себя:
- Умение самостоятельно находить нужную информацию с помощью различных информационных средств и технологий.
- Умение работать в группе, владеть навыками сотрудничества, использовать современные информационные технологии для решения поставленных целей и задач.
- Готовность к самообразованию и саморазвитию посредством использования информационных технологий.
На основании представленных элементов, исследователями были выделены такие понятия как «информационная культура» и информационная деятельность».
Информационная культура – это составная часть личностной культуры человека, которая позволяет ему принимать участие в различных видах информационных работ с целью получения, накопления, кодирования и переработки данных.
Информационная деятельность – это деятельность, реализуемая на основании имеющихся профессиональных знаний и личностных качеств человека.
Таким образом, информационная компетентность является интегративным качеством личности человека, полученным в результате получения и усвоения предметно-специальных знаний и умений.
Компоненты информационной компетентности
Структура информационной компетентности состоит из следующих компонентов:
- Когнитивный компонент – направлен на отражение переработки получаемой информации, посредством микро-когнитивных актов (анализ, синтез, обобщение, формализация, сравнение и т.д.).
- Ценностно-мотивационный компонент – направлен на создание оптимальных условий, способствующих в оказании помощи при выборе наиболее важных ценностных ориентаций. Данный компонент характеризует уровень мотивации человека на обучение и деятельность, а также достижение поставленных целей и задач.
- Технико-технологический компонент – направлен на осознание и понимание принципов работы технических устройств, значимость их применения в практической деятельности.
- Коммуникативный компонент – направлен на отражение понимания применения знаковых систем, информационных и компьютерных систем, необходимых для быстрой и безопасной передачи данных.
- Рефлексивный компонент – состоит в адекватной оценке собственного уровня владения информационными технологиями, умениями применять их в практической деятельности, а также с целью самосознания и самореализации.
В настоящее время информационная компетенция является одной из важнейших и ключевых компетенций современного человека. Это связано с тем, что применение компьютерных технологий внедрено практически во все сферы деятельности. Большую роль играет и умение пользоваться ресурсами Интернет.
Основными показателями информационной компетентности выступают:
- Готовность человека осваивать эффективные способы получение и обработке информации
- Стремление к формированию и развитию личностных творческих качеств
- Владение высоким уровнем коммуникативной и информационной культуры
- Готовность к продуктивному взаимодействию с другими субъектами информационного взаимодействия
- Освоение культуры по получению, отбору, хранению, воспроизведению, представлению, передаче и интеграции информации в любых предметных областях.