Задержка психического развития(ЗПР) – это отставание от нормальных темпов развития большинства психических процессов организма на конкретном этапе возрастного развития ребенка.
ЗПР является серьезной патологией и требует применения специальных методов и средств для развития личности учащегося, а также организации обучения по индивидуальному маршруту.
Необходимость построения индивидуального коррекционного маршрута развития ребенка с ЗПР
Обучение детей с ЗПР реализуется по специальным коррекционным программам. Это обусловлено специфическими задачами, на достижение которых ориентировано данное обучение. Таковыми задачами являются:
- Развитие психофизиологических функций организма ребенка до требуемого уровня;
- Расширение и обогащение кругозора ребенка и создание условий для его адекватного и полноценного восприятия окружающего мира;
- Развитие познавательной мотивации ребенка с психическим недоразвитием;
- Активизация интеллектуальных функций организма. Здесь имеется ввиду ориентация на преодоление умственной пассивности, развитие познавательной заинтересованности и желания узнавать, постигать что-то новое и неизведанное, с учетом имеющихся психических дисфункций развития;
- Развитие навыков выполнения разнообразных видов и направлений деятельности;
- Развитие мыслительных операций и интеллектуальных умений, которые соответствуют конкретному возрастному периоду формирования;
- Построение благоприятной социальной среды, в которой существует и развивается ребенок с ЗПР.
Достижение данных задач является достаточно сложным и трудоемким процессом. Каждый ребенок с ЗПР имеет сои специфические характеристики развития. Потому, построение единой программы обучения и развития для всех детей не является продуктивным направлением коррекционной работы. Каждый ребенок должен развиваться по индивидуально разработанной программе, которая позволит:
- Создать условия для приближения темпов развития психических процессов к нормальным показателям.
- Обеспечить ребенка с ЗПР знаниями и навыками продуктивной жизнедеятельности.
- Развить желание у ребенка с ЗПР к коммуникативному взаимодействию с окружающим миром.
- Максимально преодолеть трудности развития и проблемы в обучении, возникающие из-за задержки психического развития.
- Скорректировать развитие и функционирование отдельных сторон, отдельных психических процессов.
- Активизировать работу разных типов мышления ребенка.
Структура построения индивидуальной психокоррекционной программы развития ребенка с ЗПР
Несмотря на то, что, психокоррекционная программа развития ребенка с ЗПР носит индивидуальную направленность, по своей структуре она включает в себя блоки развития, которые необходимы каждому ребенку с ЗПР. Индивидуальная направленность программы определяет специфику направлений деятельности по каждому блоку и используемых методов и технологий учебно-воспитательной работы.
Программа состоит из следующих частей:
- Целевое назначение программы. Цель программы – устранение проблем в развитии ребенка, сглаживание его психических дефектов и создание условий для нормального развития ребенка с ЗПР. Каждая индивидуальная программа в своем целевом назначении отражает специфические проблемы развития ребенка, требующие коррекции.
- Содержание психокоррекционной работы, которая реализуется по следующим блокам:
- Развитие внимания;
- Развитие памяти;
- Формирование восприятия;
- Формирование мыслительной деятельности;
- Развитие эмоционально-волевой сферы личности;
- Речевое развитие;
- Развитие коммуникативных навыков.
Работа по данным блокам реализуется на основании проведения предварительной диагностики уровня развития психических процессов ребенка и определения количества часов, необходимых для коррекции отставания в развитии по конкретному направлению.
Как правило, реализация коррекционной программы предполагает проведение занятий по каждому направлению один раз в неделю. В некоторых случаях количество занятий может быть увеличено. Все зависит от конкретного ребенка и динамики развития его психических процессов.
Следует отметить, что в содержание психокоррекционной программы включаются занятия лечебно-профилактической направленности. Они связаны с соблюдением режимных моментов, проведением процедур закаливания, поддержанием правильного питания, соблюдение норм гигиены и санитарных требований в коррекционном дошкольном образовательном заведении.
Некоторые программы психокоррекционного развития ребенка с ЗПР включают в свой состав направления медицинской помощи, оказываемой ребенку. Сюда входят консультации специалистов разных профилей и проведение лечебных процедур, ориентированных на устранение различных отклонений в развитии ребенка, вызванных недоразвитием его психических процессов.
Направления психологического сопровождения ребенка с ЗПР
Коррекционное обучение детей с ЗПР предполагает постоянное психологическое сопровождение их развитие. Оно реализуется на всех этапах коррекционной работы, начиная от диагностирования уровня психического развития ребенка, продолжая составлением и реализацией индивидуального маршрута развития и, завершая, подведением итогов реализации психокоррекционной программы.
Психологическое сопровождение реализуется по следующим направлениям:
- Проведение диагностической работы, направленной на исследование мотивационной, эмоциональной, волевой сферы ребенка.
- Проведение аналитической работы. Оно связано с подведением итогов диагностики, реализации индивидуальной психокоррекционной программы развития, а также иных оценочных мероприятий психологом.
- Оказание консультативных услуг. Сюда входит работа с родителями детей с ЗПР, самими детьми и иными заинтересованными лицами по вопросам коррекционного обучения детей.
- Организационная работа. Она связана с проведением исследовательской деятельности в области изучения вопросов развития ребенка с ЗПР и особенностей данного процесса, проведением семинаров, совещаний педагогов и иных работников коррекционной системы обучения.
- Проведение профилактической работы. Она ориентирована на профилактику развития у детей с ЗПР вторичных отклонений в развитии и устранение проблем межличностного взаимодействия.
- Коррекционно-развивающая работа. Она связана с устранением дефектов развития и социальной адаптацией детей с ЗПР к коллективу, образовательной среде.