Актуальность и понятие индивидуальной образовательной программы
Индивидуальная образовательная программа – это документ, включающий совокупность разделов программы, формы и способы ее освоения воспитанником, которые помогают в создании условий для нормальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ на определенной образовательной ступени.
Становление новой системы образования, ориентирующейся на вхождение в мировое пространство, требует значительных преобразований педагогической теории и практики дошкольных учреждений. Необходимо совершенствовать педагогические технологии, тем более, что ФГОС ДО определил требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Основываясь на этом, можно сказать, что особое место сегодня отведено проектированию. Метода проекта в современной педагогике используют вместе с систематическим предметным обучением в качестве компонента системы продуктивного образования. Основная цель проектного метода в дошкольном учреждении – развить свободную творческую личность ребенка, что определено задачами развития и исследовательской деятельности детей.
Можно сказать, что разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, лежащий через осознание собственных потребностей, посредством реализации в предметной деятельности. Популярность проектной деятельности в последние десятилетия объясняется следующими причинами:
- личностная ориентировка;
- возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполняемости;
- реализация педагогических целей на каждом этапе;
- обучение на собственном опыте и реализации конкретного дела;
- удовольствие детей, которые видят продукт своего труда.
Иными словами, использование метода проектов в воспитательных целях существенно повышает самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, умение детей самостоятельно, используя различные методы добывать необходимую информацию об интересующем их предмете или явлении и пользоваться этими знаниями, чтобы создавать новые объекты действительности.
Цель индивидуальной программы воспитателя – повысить свой теоретический, научно-методический и профессиональный уровень мастерства и общекультурный уровень через внедрение инноваций в образовательную деятельность.
Также можно выделить ряд задач:
- сформировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
- изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме;
- исследовать актуальность проблем в рамках конкретного ДОУ;
- выявить приемлемые формы введения новых методов;
- обобщить и распространить собственный психолого-педагогический опыт.
Правила реализации программы
К основным правилам реализации индивидуальной образовательной программы относят:
- формирование способностей к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
- изучение педагогических, психологических, методических литературных источников, посвященных рассматриваемому вопросу, теоретические основы технологии проектной деятельности;
- исследование актуальности проблемы в рамках конкретного ДОУ;
- выявление наиболее приемлемой формы введения метода проектов;
- исследование результативности применения метода проектов в образовательной деятельности в рамках ФГОС ДО;
- привлечение родителей к организации воспитательно-образовательной работы с детьми;
- обобщение и распространение личного методического опыта.
К основным направлениям реализации программы относят:
- постоянное пополнение педагогических знаний;
- повышение педагогической и психологической компетентности;
- самовоспитание, предполагающее процесс развития свойств личности, которые помогают достичь высокого результата деятельности и устранить недостатки;
- совершенствование педагогического мастерства.
Ожидаемые результаты реализации индивидуальной образовательной программы
У любого педагога-воспитателя идет формирование основ педагогического мастерства, творчества и профессионализма:
- формируется навык анализа научно-методической литературы, усваиваются новые теоретические и практические знания, умения и навыки;
- изучаются инновационные педагогические технологии воспитания и обучение детей-дошкольников;
- происходит активизация творческих способностей, активизируется применение полученных знаний в практической деятельности.
У детей:
- развиваются творческие способности, формируются коммуникативные навыки, умение экспериментировать и синтезировать полученные знания;
- повышается степень самостоятельности, инициативность и познавательная активность.
Особое внимание в процессе проектирования содержания индивидуальных образовательных программ, необходимо описывать те способы и приемы, через которые учащиеся смогут освоить содержание образования.
К планированию форм реализации разделов индивидуальной программы относят: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и пр.
Планирование форм участия в процессе реализации индивидуальной образовательной программы специалистов разных областей. Особое внимание уделяют возможности реализовать содержание индивидуальной программы родителям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Определить формы и критерии мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальных образовательных программ. Необходимо предусматривать критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, которые заложены в содержании индивидуальных образовательных программ.
Иными словами, приведенная выше технология проектирования индивидуальной образовательной программы может быть рассмотрена в качестве основы реализации принципа индивидуализации образовательно-воспитательной деятельности.