Индивидуализация воспитательного процесса
Индивидуальный подход в воспитании – это организация педагогического воздействия с учетом особенностей личности и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Весь процесс воспитания должен быть дифференцированным и целенаправленным, в зависимости от уровня развития, физических умений, умственных способностей ребенка, а также от характера воздействия на него окружающих людей.
Индивидуализация – это тип деятельности педагога и самого ученика, направленный на поддержку и развитие того единичного и своеобразного, что заложено от природы в данном индивиде, и что он смог приобрести в индивидуальном опыте.
Цель индивидуализации – одновременно сохранить и развить индивидуальность ребенка, воспитать человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
В реальной же практике чаще всего индивидуализация относительна по следующим причинам:
- учитываются индивидуальные особенности не каждого ребенка, а группы учеников с примерно одинаковыми особенностями;
- учитывается только ряд известных особенностей и их комплексов, важных с точки зрения воспитания, например, основные свойства характера или темперамента;
- учитываются отдельные свойства и состояния, важные в конкретный момент времени, для конкретного ребенка – состояние здоровья, наличие таланта;
- индивидуализация реализуется не в полном объеме воспитательного процесса, а периодически в каком-либо типе воспитательной деятельности и интегрируется с неиндивидуальной работой.
Принято выделять три основных варианта индивидуализации:
Дифференциация воспитания, то есть группирование учеников на основании некоторого набора особенностей или комплексов таких особенностей, чтобы проводить с ними воспитательную работу. Так создают два типа гомогенных групп:
- на основании специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;
- сформированные на основании уровня общего умственного развития и состояния здоровья.
Внутригрупповая индивидуализация воспитательной деятельности;
Прохождение курса в индивидуальном темпе: акселерация или ретардация.
Необходимо базировать индивидуальную работу с детьми на научном основании, с использованием практических рекомендаций, советов по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. На эффективность индивидуализации воспитательной деятельности решающее влияние оказывает педагогический профессионализм и мастерство педагога-воспитателя.
Основные принципы индивидуализации воспитательной деятельности
Выделяют несколько основных принципов индивидуализации процесса воспитания:
- установить и развивать деловые и межличностные контакты между учителем, ребенком и классом;
- уважать самооценку личности учащегося;
- вовлекать ребенка в разные типы деятельности, чтобы выявить его способности и качества характера;
- постоянно усложнять и повышать требовательность к студенту в процессе осуществления избранного типа деятельности;
- создать психологическую почву и стимулировать самовоспитание, представляющее наиболее эффективное средство реализации воспитательной программы.
Темперамент играет важную роль в процессе воспитания, так как он характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он воздействует на характер, активность и работоспособности, коммуникативность и поведение.
Можно подразделять учеников на группы на основании некоторых сходных принципов: возраст, пол, интересы, успеваемость и пр.
Каждой группе учащихся необходим индивидуальный подход и личностно-ориентированное воспитание, а также своя система методов педагогического воздействия.
Иными словами, можно сказать, что индивидуализация представляет собой важнейший принцип воспитания и обучения. Реализация данного принципа предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной деятельности, постоянное варьирование ее методов и форм, учитывая общее и особенное в личности каждого ученика, чтобы обеспечить его гармоничное и целостное развитие.
Степень эффективности воспитательной деятельности зависит от знания научных основ, конкретизации задач обучения и воспитания детей, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства учителя.
Индивидуализация воспитательного процесса подразумевает, что:
- тематика классных часов выбирается на основании предложений и интересов детей;
- для учащихся создаются ситуации выбора и успеха;
- используются приемы групповой и индивидуальной рефлексии;
- должна быть создана доброжелательная атмосфера в общении с детьми;
- происходит постановка задач, соответствующих выявленным проблемам при изучении воспитанности учащихся;
- в работе используется портфолио, то есть портфель личных достижений;
- осуществляется диагностическое исследование личностей воспитанников.
При этом в работе учителей, направленной на обеспечение процесса развития индивидуальности ребенка, есть ряд нерешенных проблем:
- не всегда воспитательный процесс взаимосвязан с реализацией базовых потребностей подростков;
- отмечено малое разнообразие приемов и методов педагогической поддержки подростка и процесса его развития;
- проведение урочных и внеурочных занятий учителями не достаточно хорошо учитывает субъективных опыт детей;
- не все учителя владеют важнейшей технологией эффективной помощи подростку в процессе решения личностно значимых проблем;
- на довольно низком уровне составляются планы индивидуальной работы с детьми;
- учителя не составляют индивидуальных программ роста учеников, индивидуальных траекторий развития одаренных учеников.