Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Индивидуализация процесса воспитания

Индивидуализация воспитательного процесса

Определение 1

Индивидуальный подход в воспитании – это организация педагогического воздействия с учетом особенностей личности и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Весь процесс воспитания должен быть дифференцированным и целенаправленным, в зависимости от уровня развития, физических умений, умственных способностей ребенка, а также от характера воздействия на него окружающих людей.

Определение 2

Индивидуализация – это тип деятельности педагога и самого ученика, направленный на поддержку и развитие того единичного и своеобразного, что заложено от природы в данном индивиде, и что он смог приобрести в индивидуальном опыте.

Цель индивидуализации – одновременно сохранить и развить индивидуальность ребенка, воспитать человека, который представлял бы собой неповторимую личность.

В реальной же практике чаще всего индивидуализация относительна по следующим причинам:

  • учитываются индивидуальные особенности не каждого ребенка, а группы учеников с примерно одинаковыми особенностями;
  • учитывается только ряд известных особенностей и их комплексов, важных с точки зрения воспитания, например, основные свойства характера или темперамента;
  • учитываются отдельные свойства и состояния, важные в конкретный момент времени, для конкретного ребенка – состояние здоровья, наличие таланта;
  • индивидуализация реализуется не в полном объеме воспитательного процесса, а периодически в каком-либо типе воспитательной деятельности и интегрируется с неиндивидуальной работой.

Принято выделять три основных варианта индивидуализации:

  1. Дифференциация воспитания, то есть группирование учеников на основании некоторого набора особенностей или комплексов таких особенностей, чтобы проводить с ними воспитательную работу. Так создают два типа гомогенных групп:

    • на основании специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;
    • сформированные на основании уровня общего умственного развития и состояния здоровья.
  2. Внутригрупповая индивидуализация воспитательной деятельности;

  3. Прохождение курса в индивидуальном темпе: акселерация или ретардация.

«Индивидуализация процесса воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Необходимо базировать индивидуальную работу с детьми на научном основании, с использованием практических рекомендаций, советов по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. На эффективность индивидуализации воспитательной деятельности решающее влияние оказывает педагогический профессионализм и мастерство педагога-воспитателя.

Основные принципы индивидуализации воспитательной деятельности

Выделяют несколько основных принципов индивидуализации процесса воспитания:

  • установить и развивать деловые и межличностные контакты между учителем, ребенком и классом;
  • уважать самооценку личности учащегося;
  • вовлекать ребенка в разные типы деятельности, чтобы выявить его способности и качества характера;
  • постоянно усложнять и повышать требовательность к студенту в процессе осуществления избранного типа деятельности;
  • создать психологическую почву и стимулировать самовоспитание, представляющее наиболее эффективное средство реализации воспитательной программы.

Темперамент играет важную роль в процессе воспитания, так как он характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он воздействует на характер, активность и работоспособности, коммуникативность и поведение.

Можно подразделять учеников на группы на основании некоторых сходных принципов: возраст, пол, интересы, успеваемость и пр.

Каждой группе учащихся необходим индивидуальный подход и личностно-ориентированное воспитание, а также своя система методов педагогического воздействия.

Иными словами, можно сказать, что индивидуализация представляет собой важнейший принцип воспитания и обучения. Реализация данного принципа предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной деятельности, постоянное варьирование ее методов и форм, учитывая общее и особенное в личности каждого ученика, чтобы обеспечить его гармоничное и целостное развитие.

Степень эффективности воспитательной деятельности зависит от знания научных основ, конкретизации задач обучения и воспитания детей, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства учителя.

Индивидуализация воспитательного процесса подразумевает, что:

  • тематика классных часов выбирается на основании предложений и интересов детей;
  • для учащихся создаются ситуации выбора и успеха;
  • используются приемы групповой и индивидуальной рефлексии;
  • должна быть создана доброжелательная атмосфера в общении с детьми;
  • происходит постановка задач, соответствующих выявленным проблемам при изучении воспитанности учащихся;
  • в работе используется портфолио, то есть портфель личных достижений;
  • осуществляется диагностическое исследование личностей воспитанников.

При этом в работе учителей, направленной на обеспечение процесса развития индивидуальности ребенка, есть ряд нерешенных проблем:

  • не всегда воспитательный процесс взаимосвязан с реализацией базовых потребностей подростков;
  • отмечено малое разнообразие приемов и методов педагогической поддержки подростка и процесса его развития;
  • проведение урочных и внеурочных занятий учителями не достаточно хорошо учитывает субъективных опыт детей;
  • не все учителя владеют важнейшей технологией эффективной помощи подростку в процессе решения личностно значимых проблем;
  • на довольно низком уровне составляются планы индивидуальной работы с детьми;
  • учителя не составляют индивидуальных программ роста учеников, индивидуальных траекторий развития одаренных учеников.
Дата последнего обновления статьи: 25.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot