Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Игровые тренинги как средство развития коммуникативных способностей у подростков

Актуальность применения игровых тренингов в развитии коммуникативных навыков подростков

Определение 1

Игровой тренинг – это реализуемая в игровой форме методика активного обучения учащихся, позволяющая подкрепить их теоретические знания развитием практических навыков.

Тренинги применяются в учебном процессе в различных формах и ориентируются на развитие разнообразных навыков. Игровая форма тренинга является самой распространенной и наиболее эффективной в развитии коммуникативных способностей учащихся. Это особенно актуально в средней и старшей школе. Возрастные особенности развития ребенка, непростой этап их переходного периода взросления накладывает свой отпечаток на восприятие ребенком учебной информации. Подростки стремятся к самовыражению и достижению своих целей и задач в различных направлениях деятельности. Это требует развитости навыков общения и социального взаимодействия.

Замечание 1

Общение формирует у подростков способность действовать конкретным образом в различных ситуациях, контролировать себя, не поступать импульсивно.

Общение необходимо развивать. Коммуникативные навыки помогают подросткам в более гладком прохождении этого непростого возрастного этапа развития. Формирование коммуникативных навыков возможно в ходе своей жизнедеятельности т.е. на основании реального жизненного опыта, а также посредством применения игровых методик обучения.

Актуальность применения игровых тренингов в развитии коммуникативных навыков подростков заключается в следующем:

  1. Игровая деятельность является отражением реальных жизненных ситуаций. В игре можно отобразить общение: построение диалогов, монологов и т.д.;
  2. Игровой тренинг исключает острое чувство вины при совершении ошибок. Если ошибки коммуникативного взаимодействия в реальной жизни приводят к тому, что человек испытывает чувство вины, угрозы совести, то игра позволяет избежать этой ответственности;
  3. Игра способствует активному развитию: череда проб и ошибок в применении коммуникативных навыков, практика построения системы социального взаимодействия, опробования себя в креативных формах построения социальных контактов;
  4. Возможность получить стороннюю оценку своих навыков. Игровые тренинги позволяют получить оценку своих навыков в системе коммуникации со стороны. Это упрощает корректировку своей деятельности в сфере общения. Тем более, что со стороны лучше получается увидеть ошибки и недочеты деятельности;
  5. Устранение трудностей практической реализации коммуникативных навыков. Подросток может обладать широким спектром коммуникативных навыков, но не иметь представления об их правильном практическом применении. Игровой тренинг помогает устранить эту проблему.
«Игровые тренинги как средство развития коммуникативных способностей у подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Правила проведения игрового тренинга

Игровые тренинги для развития коммуникативных навыков подростков проводят, опираясь на следующие фундаментальные правила:

  1. Организация общения по принципу «здесь и сейчас». Она предполагает устранение у подростков комплексов в высказывании своих чувств и эмоций, проявлении себя и своих специфических черт. Тренинг формируется в виде зеркала, в которое смотрят учащиеся и, как бы, беседуют сами с собой. Это позволяет познать себя, свои особенности, осознать свои проблемы и обратить внимание на то, что беспокоит каждого в настоящий момент т.е. обсуждение насущных проблем.
  2. Персональные высказывания. В ходе построения своей речи, будь то монолог или диалог, нельзя говорить о чем-то обезличенном, говорить о себе в третьем лице. Обязательно необходимо использовать «Я думаю», «Я считаю…», а также использовать только адресные суждения: «Дима считает, то я не прав» или «Катя меня не понимает».
  3. Искренность в общении. Все сказанное учащимися должно быть правдивым и искреннем. Сочинять, скрывать что-то не допустимо.
  4. Принцип конфиденциальности информации. Все сказанное в ходе игрового тренинга каждым учащимся не может быть вынесено за его пределы. Важно, строить обучение на основе доверия. Только тогда оно будет эффективным.
  5. Запрет на оценку личности участников игрового тренинга. По окончанию тренинга подводятся его итоги. Они предполагают оценку деятельности каждого участника, его коммуникативных способностей, достижения успехов и т.д. При этом, нельзя оценивать отдельную личность и ее свойства, а также выражать свое отношение именно к личности участника тренинга.

Порядок проведения игрового тренинга

Проведение игрового тренинга предполагает определение его целевого назначения. Тренинг нацелен на развитие коммуникативных способностей подростков. Можно выделить ряд подцелей:

  1. Ознакомление с правилами и способами эффективного общения;
  2. Развитие навыков самоанализа и самоконтроля в ходе общения;
  3. Формирование элементарных навыков в коммуникативной области деятельности.

На основании целевого назначения тренинга, формулируются его задачи. Это может быть знакомство с теми качествами личности, которые необходимы ей для общения, знакомство с видовым разнообразием и формами общения, выявление сущности понятия «общение».

Далее происходит выбор методов, приемов и средств организации игрового тренинга. Педагог может использовать дополнительные атрибуты, раздаточный материал.

При планировании проведения игрового тренинга педагог составляет еще и прогнозные результаты его проведения. Обычно, от игрового тренинга ожидается:

  1. Развитие адекватной самооценки подростков;
  2. Снижение возбудимости, напряжения и тревожности в деятельности учащихся;
  3. Развитие умений строить конструктивные связи и отношения в социальной сфере;
  4. Формирование умений доброжелательного общения с различными категориями граждан.

Игровой тренинг строится на основе ряда игр, которые требуют от учащихся проявление инициативности в общении, развитие навыков заведения беседы, построения диалога. Кроме того, в тренингах создаются модели разнообразного поведения в конфликтных ситуациях, которые учащиеся примеряют на себе и учатся действовать в них.

Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot