История развития игровых технологий обучения
Игровая технология обучения – это форма организации учебного процесса, основанная на преобразовании ситуаций, содержащих социальный опыт жизнедеятельности, в заданные условия.
Игра, как технология обучения, имеет древнее происхождение. Игры появились еще в Древнем мире и использовались в качестве развлечения и развития подрастающего поколения. Кроме того, играм придавалась религиозная значимость и политический аспект. Например, древние греки считали, что игра имеет божественный характер. Игры созданы богами и являются единственным возможным способом проведения досуга.
Существовало большое количество народных игр. Все они были ориентированы на передачу социального опыта подрастающему поколению, а следовательно, носили воспитательный и развивающий характер.
Что касается использование игры, в качестве технологии обучения и ее утверждения в педагогической практике, то можно отметить, что это произошло в СССР В 1932 году. Игра, стала ведущим методов обучения дошкольников, а также, игровые технологии обучения стали активно применяться в высшем профессиональном образовании.
Игровые технологии, как основа организации образовательного процесса, были исследованы в трудах К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Э. Берна, Ж.-П. Сартра и других ученых.
На современном этапе развития общества, игровые технологии лежат в основе обучения и воспитания подрастающего поколения. Их использование в педагогическом процессе обусловлено принципом активности обучения. Поскольку, он является ведущим дидактическим принципом, то образовательный процесс, строится в опоре на него. Игровые технологии, способствуют мотивации к познанию и развитию подрастающего поколения, а потому, становятся ведущей педагогической технологией.
В современном мире, игры становятся основным средством, применяемым в системе дошкольного образования, а также, в начальном школьном обучении. Игровая деятельность может быть использована в качестве средства изучения отдельного понятия из школьной программы, темы и даже раздела учебной дисциплины. Также, игровые технологии включаются в части уроков и во внеклассную работу на разных этапах школьного обучения, а также становятся важным средством профессионального обучения.
Направления применения игры как технологии обучения
Игра испокон веков является развлекательным средством. При этом она выступает важным атрибутом образования, поскольку приобретает развивающее значение.
Ее использование в образовательной сфере реализуется в следующих направлениях:
- Игровые технологии применяются для изучения отдельных тем понятий, курсов и разделов учебной дисциплины.
- Игровая технология может быть компонентом общей технологии образовательной деятельности.
- Введение игровой технологии в качестве способа организации учебного занятия или на его отдельной стадии.
- Использование игровой технологии в качестве технологии организации внеклассной деятельности.
В том случае, если игровая технология применяется в качестве метода организации урока в общеобразовательной школе, то она может быть использована по следующим направлениям:
- Постановка цели урока в игровой форме;
- Вся учебная деятельность обозначается в виде правил, которые преподносятся в игровой форме;
- Средством реализации игры выступает весь учебный процесс;
- Соревнования в учебном процессе;
- Положительные итоги выполнения дидактического задания связываются с игровым результатом.
Игра является такой формой обучения, которая способствует мотивации учащихся к познанию. Она делает процесс обучения не односторонним, а двусторонним, т.е. учащийся выступает полноценным субъектом обучения.
Посредством игры обучение приобретает обоюдный характер: все участники образовательной деятельности учатся и учат за счет непрерывного контактирования друг с другом. Такое обучение является более продуктивным и носит развивающий характер.
Принципы применения игровых технологий в обучении
Игровые технологии, применяемые в обучении, опираются на следующие принципы организации игровой деятельности:
- Принцип добровольности. Он означает добровольное участие учащихся в игровом процессе.
- Принцип динамичности. Игра должна иметь динамику действий и сюжетной линии. В ней происходит развитие событий.
- Принцип опоры на реальность. Чувства учащихся, в ходе игрового действия, должны носить реальный характер.
- Принцип связи игровой деятельности с реальной жизнью. В игру переносятся события из реальной жизнедеятельности учащегося, его опыта.
- Принцип перехода от простого к сложному. Игры должны постепенно усложняться и развиваться - по мере развития учащегося и его способностей.
Проблемы использования игр в образовательном процессе
Применение игровых технологий в образовательном процессе сталкивается с рядом сложностей и проблем.
Если педагог внедряет игровую технологию для организации, хотя бы одного, учебного занятия, то ему требуется перестраивать всю методику преподавания. А соответственно, необходимо применять разнообразные формы игрового обучения, изучать современные игровые технологии, исследовать передовой педагогический опыт.
Самой серьезной проблемой использования игровых технологий является опыт педагога в этом направлении деятельности, его мастерство и творческий подход.
В ходе игрового действия, педагог занимает позицию стороннего наблюдателя. Он может обозначить цель игры и ее правила, но ему неподвластно влиять на ход игрового процесса. Это делает итоги обучения непредсказуемые. В отличие от иных форм обучения, игровые технологии делают процесс обучения, не зависящим от педагога и его профессионализма. Вернее, профессионализм важен, но он важен в направлении использования игровых технологий и их ориентации на развитие учащихся.