Сущность познавательного интереса
Интерес - это
- избирательная направленность человеческого внимания;
- проявление умственное и эмоциональной активности;
- активатор разных чувств;
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к окружающей его действительности;
- специфическое отношение личности к объекту, которое вызывается сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Познавательный интерес – это наиболее значимое личностное образование, формирующееся в процессе жизнедеятельности человека в социальных условиях его существования и не присущее человеку от рождения.
Вместе с этим познавательный интерес, при включении в познавательную деятельность, тесно связаны с процессом формирования всего разнообразия личностных отношений: избирательное отношение к тем или иным научным областям, познавательной деятельности, участию в них и общению с участниками познания.
Познавательным интересом активизируются все процессы психики личности, побуждая личность постоянно искать возможность преобразовать действительность через деятельность.
Особенность познавательного интереса – его способность к обогащению и активизации не только познавательной, но и других типов человеческой деятельности, так как познавательный интерес присутствует в каждой из них.
Значение познавательного интереса в жизни конкретного человека не может быть переоценено. Интерес – самый энергичный активатор и стимулятор деятельности. Особая значимость познавательного интереса отмечена в дошкольный период, когда знания превращаются в фундаментальную основу жизни.
Познавательный интерес выражается в своем развитии через различные состояния. Условно принято выделять следующие стадии его развития:
- любопытство – это элементарный этап избирательного отношения, обусловленный исключительно внешними, зачастую неожиданными обстоятельствами, которые привлекают внимание человека;
- любознательность – это стремление человека выйти за пределы увиденного. На этой ступени интерес обнаруживаются довольно сильные способы выражать удивление, радость познания, удовлетворенность деятельностью;
- познавательный интерес – характеризует познавательная активность, явная избирательная направленность учебных предметов, ценная мотивация, в которое основное внимание отводится познавательным мотивам;
- теоретический интерес – связывают со стремлением познать сложные теоретические вопросы и проблемы рассматриваемой науки, а также использование их в качестве инструмента познания. Данная ступень предполагает активное воздействие человека на мир, его переустройство, что напрямую связано с человеческим мировоззрением и его убеждениями в силе и возможностях науки.
Игровые технологии в развитии познавательного интереса младших школьников
Большинству младших школьников характерны познавательные интересы не слишком высокого уровня. Хорошо успевающие дети интересуются разными, даже самыми сложными учебными предметами.
Игровые технологии – это основная часть педагогических технологий, направленных на развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста.
Игра – форма психогенного поведения, то есть внутренне характерного для личности. Кукушин В.С. охарактеризовал игру, как тип деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором идет формирование и совершенствование самоуправления поведением.
Структура игровой технологии в качестве метода развития познавательного интереса включает целеполагание, планирование, реализацию целей, а также анализ результатов, в которых личность может полностью реализовать себя в качестве субъекта. Структура игровой технологии в качестве процесса включает:
- роли, которые принимают на себя играющие;
- игровые действия в качестве средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми;
- реальные отношения между игроками;
- сюжет – область действительности, которая условно воспроизводится в игре.
Значение игровых технологий не может быть исчерпано и оценено развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и заключается ее феномен, что выступая как развлечение или отдых, может перерастать в обучение, творчество, тип терапии, модель отношений между людьми и проявляется в трудовой деятельности или воспитании. В современной школе, которая делает акцент на активизации и интенсификации учебного процесса, игровую технологию используют:
- как самостоятельную технологию для освоения понятий, тем и даже разделов учебного предмета;
- как элемент более обширной технологии;
- как технологию проведения занятия или его фрагмента – введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля;
- как технологию внеклассной работы.
Понятие игровых технологий объединяет достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных дидактических игр.
Деятельность учеников необходимо выстраивать на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с учениками начальной школы, наиболее удовлетворяющем возрастные потребности данной возрастной группы учеников.
Игровым технологиям отведено важное место в учебно-воспитательном процессе начальной школы, так как они не только помогают воспитывать познавательные интересы и активизировать деятельность учеников, но и выполняют другие функции:
- игра, организованная с учетом специфики изучаемого материала, направлена на тренировку памяти, помогает ученикам вырабатывать речевые умения и навыки;
- игра стимулирует умственную деятельность учеников, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- игра выступает в качестве одного из приемов преодоления пассивности учащихся.
Иными словами, познавательная активность рассматривается в качестве чего-то нового, стремления к успеху, радости познания и установок в решении задач, постепенное усложнение которых является основой процесса обучения. В этом смысле познавательный интерес выступает составной частью познавательной активности.