Артикуляционная гимнастика в игровой форме
Игровые методы развития артикуляции и моторики – это основные методы, являющиеся фундаментом речевого развития и позволяющие сделать процесс обучения эмоциональным, увлекательным и желанным для ребенка.
Игра выступает основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. В этот период происходит активное становление речи, которое невозможно без активизации моторных функций организма.
Для речевого развития ребенка, формирования у него правильного и четкого произношения необходимо обратить внимание на развитие артикуляционного аппарата ребенка. Именно он его функционирования зависит своевременное и полноценное освоение речи.
Артикуляционная моторика развивается на основе проведения артикуляционной гимнастики. Для ребенка дошкольного возраста, актуально использование игровых методов обучения. Моторные функции не являются исключением. Артикуляционная гимнастика может проводиться в игровой форме.
Артикуляционная гимнастика нацелена на развитие у ребенка верного произношения различных артикуляционных позиций. Гимнастика помогает укрепить мышцы языка, челюсти, губ, неба, что позволяет улучшить произношение и развить речевую моторику.
Артикуляционная гимнастика требует регулярного проведения, основанного на использовании ряда игровых приемов:
- Использование картинок-символов. Картинки представляют собой схематичное изображение артикуляционных упражнений, которые необходимо выполнить ребенку. Каждое упражнение имеет свой символ, отображенный на картинке. Также, допускается использование игрушек в качестве «ученика», которому показываются упражнения, и он их выполняет. Это стимулирует ребенка к повторению артикуляционных движений за игрушкой. Иногда, картинки-символы приклеивают на кубик, чтобы дети сами выбирали артикуляционное упражнение путем бросания кубика. Такая методика применима тогда, когда дети уже хорошо освоили артикуляционные позиции и могут с легкостью их выполнять без помощи взрослого.
- Использование веселых стишков. Каждому артикуляционному упражнению соответствует свой стишок. Педагог читает его, показывая выполнение упражнения, а дети повторяют за ним. Стишок должен быть веселым и задорным, чтобы побуждать детей к выполнению упражнений.
- Артикуляционные ходилки. Выбирается сказочный герой, которому дано сложное и ответственное задание, выполнение которого необходимо, чтобы дойти до цели и получить заветное сокровище. На пути к цели, в качестве заданий необходимо выполнять определенные артикуляционные упражнения.
- Артикуляционные сказки. В сказках происходит выполнение серии движений. Это более сложные задания, которые используются не на ранней стадии речевого обучения.
- Биоэнергопластика. Она представляет собой сочетание работы органов артикуляции с моторикой рук. Движения выполняются ритмично и одновременно. Используются веселые мелодии, стишки, песни из мультфильмов, включение сказочных персонажей и игрушек в выполнение упражнений.
Артикуляционная гимнастика включает в себя несколько обязательных упражнений: мимические жесты, движения губ, движения языка и упражнения на переключения работы мышц артикуляционных органов.
Для каждого вида упражнений используются различные игры. Обязательно, чтобы игры были разнообразными, иначе, ребенку будет не интересно играть в одну и ту же игру на протяжении длительного времени и выполнения целого ряда разнообразных упражнений.
Для игр можно применять дополнительные атрибуты: ложки, стаканы. Они помогают массировать язык, укрепляя его мышцы, а также активизируют работу щек и губ. К примеру, ложку можно прижать к губам и совершать разнообразные движения языком или стукать слегка ложкой по щекам и губам.
Дидактические игры на занятиях по развитию артикуляции и мелкой моторики
Дидактические игры носят обучающий характер и строятся по определенным правилам. По своей структуре дидактическая игра представляет собой совокупность следующих компонентов:
- Игровая задача;
- Игровые действия;
- Игровые правила.
Игровая задача заключает в себе обучающий характер игры. Они ориентирует ее на достижение конкретного результата – речевого развития ребенка.
Игровая задача реализуется детьми на основании выполнения игровых действий. Игровые действия носят деятельностный характер, т.е. являются конкретными действиями, поведением ребенка в игровой среде. Игровые действия могут проявляться в выполнении какого-то действия руками, пальцами, артикуляционными органами, поиска картинки, отгадывания загадки, произнесения отдельных звуков и т.д. Игровые действия выступают тем компонентом игры, который привлекает ребенка и позволяет использовать игру в качестве средства обучения. Чтобы поддерживать интерес к игре необходимо вносить разнообразие в игровые действия, усложнять их.
Игровые действия не выполняются спонтанно и хаотично в дидактических играх. Они основываются на соблюдение отдельных правил, которые необходимо четко выполнять при реализации действий в игре.
Так, при использовании дидактических игр в артикуляционном развитии ребенка, игровым правилом может быть «четкое произношение звука», «строгое соблюдение последовательности движений артикуляционными органами».
Игровые правила способствует развитию мышления и логики. Мыслительная деятельность помогает в активизации речевых функций организма.
Дидактические игры, ориентированные на развитие артикуляционного аппарата и моторных функций организма строятся таким образом, чтобы ребенок мог выполнять непроизвольные движения, которые не требуют больших усилий и не приведут к переутомлению, а соответственно развитию нежелания продолжать игру и играть в нее снова.
Игровые задания дидактического характера могут иметь такие разновидности:
- Повторение артикуляционных движений животных: обезьяна вытягивает губы, кошка лижет молоко и т. д;
- Воспроизведение смеха животных:
- Воспроизведение воркования голубей, писка птенцов и т. п.;
- Повторение оскала животных: собак, волков;
- Повторение того, как едят животные: обезьяна жует банан, собака грызет кость.