Что такое экологическое воспитание
Сегодня в век передовых технологий, все большую актуальность приобретает экологическое воспитание. Экологическое воспитание является достаточно молодым направлением в современной педагогике. Экологическое воспитание преследует несколько важных целей.
Цель экологического воспитания заключается в формировании у детей знаний об окружающем мире, приучении их ценить и любить природу, относиться к ней с уважением.
Сущность экологического воспитания сводится к тому, чтобы научить ребенка находить красоту и гармонию во всем что его окружает. Экологическое воспитание неотъемлемо связано с нравственностью. Экологическое воспитание учит бережно и с любовью относится к природе и всему, что окружает человека. Эти нравственные установки формируются в процессе наблюдения за природой.
Экологическая культура - это часть общего воспитания человека. Это понятие является комплексным и включает в себя множество связанных с собой элементов:
- знание законов природы
- бережное отношение к природе
- сохранение природных богатств
- пропаганда бережного отношения к природе
Роль игры в процессе воспитания и обучения дошкольников
Игра выполняет важную роль в воспитательном процессе детей. Через игру дети учатся познавать окупающий мир и его основные законы. Сегодня главной целью воспитания является всестороннее развитие личности. Чтобы выполнить эту цель, педагогам нужно решить ряд важных задач. Педагоги и воспитатели должны предоставить своим ученикам необходимые знания, помогать каждому ученику развивать свой творческий потенциал, побуждать каждого ученика к самостоятельности и инициативе, формировать благоприятную атмосферу для развития и самовыражения учащихся.
Игровые методики могут использоваться абсолютно в разных возрастных категориях, даже взрослым интереснее и проще воспринимать информацию через игровой процесс. Но в особенности игровые методики актуальны для детей дошкольного и школьного возраста.
Игра помогает участникам активизировать свое воображение, без которого невозможно творческое развитие личности. Особенность игровой методики заключается в том, что она обучает ненавязчиво, участник иногда может не подозревать что через игру происходит воспитательным и образовательный процесс.
Понятие «педагогическая игра» отличается от понятия «игра» в первую очередь тем, что «педагогическая игра» имеет ряд определенных конкретных целей.
Все педагогические игры подразделяются на определенные категории:
- по виду деятельности
- по игровой методике
- по игровой среде
По виду деятельности среди и педагогических игр выделяют:
- двигательные
- интеллектуальные
- трудовые
- социальные
- психологические
По характеру игровой методики педагогические игры подразделяются на:
- ролевые
- сюжетные
- предметные
- деловые
- имитационные
- драматизации
По характеру игровой среды педагогические игра можно подразделять на:
- игры с предметами
- игры без предметов
- уличные
- комнатные
- настольные
- на местности
- интерактивные
Педагогическая игра несёт в себе множество функция, основными среди них являются социальная, самореализационная, коммуникативная, диагностическая, коррекционная, развлекательная.
Педагоги должны иметь в своем арсенале самые разнообразные игры, которые выполняли разные функции и всестороннее развивали детскую личность. Игра помогает моделировать ситуацию, находить решения различные конфликтов.
Роль игр в экологическом воспитании дошкольников
Игровые технологии достаточно часто используются в процессе экологического воспитания. Для успешной реализации игровых технологий в процессе экологического воспитания педагог должен тонко чувствовать психические и физические особенности своих подопечных. Для детей большое значение имеет личность воспитателя. Дети положительных образом воспринимают понятную сную речь, доброжелательный тон. Дети дошкольного и младшего школьного возраста достаточно доверчиво относятся к педагогам, без труда включаются в игры друг с другом и педагогами, дают эмоциональный отклик на игру.
В младшем возрасте в основную задачу экологического воспитания входит знакомство детей с природным миром, растениями, животными, как они взаимодействует в окружающем мире.
Для того что бы ребенок усвоил информацию, ему нужны не только слова, но и наглядное воспроизведение. Для этого детям необходимо трогать предметы природы, выполнять несложные манипуляции с этими предметами. Педагог должен давать в руки детям все, что можно взять, например, педагог может дать ребенку настоящий овощ или фрукт, попросить ребенка погладить, пощупать, нажать на него, понюхать, попробовать.
Сюжетные игры в экологическом воспитании могут внедрятся посредством хорошо знакомых русских народных сказок, например, «Курочка ряба», «Репка» и др.
В экологическом воспитании хорошо зарекомендовали себя соревновательные игры. Благодаря им дети могут продемонстрировать свои знания, навыки и умения. Примерами соревновательных игр являются конкурсы и викторины.
Большую роль в экологическом воспитании играют дидактические игры, например, «Кто где живет», «Кто что ест», «Чей это детеныш».
На занятии педагог должен прибегать к разным педагогическим играм, которые преследуют разные задачи, лишь при соблюдении этого принципа происходит разностороннее развитие ребенка.
Педагогическая игра предъявляет к ребенку ряд определенных требований:
- внимание к сюжетной линии
- тренировка памяти
- быстрая реакция в сложившихся условиях игры
Игры следует подбирать исходя из возраста детей, количества участников.
В практике экологического воспитания могут применятся следующие виды педагогических игр:
- дидактические игры (во время этих игр дети закрепляют и расширяют свои представления о природе, животных, растениях. Примерами дидактических игр в экологическом воспитании могут быть «Кто где живет?» «Найди отличия» и др.)
- предметные игры (это игры которые предполагают использование предметов природы, к предметных экологические м играм относятся «Отгадай по листу дерево», «Угадай вкус»)
- настольные игры (эти игры способствуют систематизации знаний о природе, к ним относятся игры типа лото, домино с использованием обозначений животных, птиц, овощей, фруктов и так далее.)
- совестные игры (эти игры закрепляю, систематизируют в некоторых случаях расширяют знания о явлениях и предметах природы. К словесным экологическим играм можно отнести игры «Кто летает, бегает и прыгает?», ««В воде, в воздухе, на земле».)
- подвижные игры (в контексте экологического воспитания это игры, основанные на подражание повадкам животных, например, «Кот и мыши», «Солнышко и дождик».)
В детском возрасте экологическая педагогическая игра должна удовлетворять ряду требований:
- активность
- использование знакомой ребенку информации
- в меру сложной
Экологическое воспитание реализовывается главным образом во время прогулок на свежем воздухе, например, в лесу. Дети во время прогулок могут собирать различные природные материалы, например, шишки желуди, опавшие листья, веточки. Эти материалы они в дальнейшем используют для создания поделок, с которым могут разыгрывать различные сюжеты. Все эти действия помогают выполнить ряд важных задач. Во-первых, они знакомят ребёнка с природными материалами, во-вторых развивают детское творчество, в-третьих работают на благо художественного воображения.