Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Игра как средство экологического воспитания дошкольников

Что такое экологическое воспитание

Сегодня в век передовых технологий, все большую актуальность приобретает экологическое воспитание. Экологическое воспитание является достаточно молодым направлением в современной педагогике. Экологическое воспитание преследует несколько важных целей.

Замечание 1

Цель экологического воспитания заключается в формировании у детей знаний об окружающем мире, приучении их ценить и любить природу, относиться к ней с уважением.

Сущность экологического воспитания сводится к тому, чтобы научить ребенка находить красоту и гармонию во всем что его окружает. Экологическое воспитание неотъемлемо связано с нравственностью. Экологическое воспитание учит бережно и с любовью относится к природе и всему, что окружает человека. Эти нравственные установки формируются в процессе наблюдения за природой.

Экологическая культура - это часть общего воспитания человека. Это понятие является комплексным и включает в себя множество связанных с собой элементов:

  • знание законов природы
  • бережное отношение к природе
  • сохранение природных богатств
  • пропаганда бережного отношения к природе

Роль игры в процессе воспитания и обучения дошкольников

Игра выполняет важную роль в воспитательном процессе детей. Через игру дети учатся познавать окупающий мир и его основные законы. Сегодня главной целью воспитания является всестороннее развитие личности. Чтобы выполнить эту цель, педагогам нужно решить ряд важных задач. Педагоги и воспитатели должны предоставить своим ученикам необходимые знания, помогать каждому ученику развивать свой творческий потенциал, побуждать каждого ученика к самостоятельности и инициативе, формировать благоприятную атмосферу для развития и самовыражения учащихся.

Игровые методики могут использоваться абсолютно в разных возрастных категориях, даже взрослым интереснее и проще воспринимать информацию через игровой процесс. Но в особенности игровые методики актуальны для детей дошкольного и школьного возраста.

«Игра как средство экологического воспитания дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Игра помогает участникам активизировать свое воображение, без которого невозможно творческое развитие личности. Особенность игровой методики заключается в том, что она обучает ненавязчиво, участник иногда может не подозревать что через игру происходит воспитательным и образовательный процесс.

Замечание 2

Понятие «педагогическая игра» отличается от понятия «игра» в первую очередь тем, что «педагогическая игра» имеет ряд определенных конкретных целей.

Все педагогические игры подразделяются на определенные категории:

  • по виду деятельности
  • по игровой методике
  • по игровой среде

По виду деятельности среди и педагогических игр выделяют:

  • двигательные
  • интеллектуальные
  • трудовые
  • социальные
  • психологические

По характеру игровой методики педагогические игры подразделяются на:

  • ролевые
  • сюжетные
  • предметные
  • деловые
  • имитационные
  • драматизации

По характеру игровой среды педагогические игра можно подразделять на:

  • игры с предметами
  • игры без предметов
  • уличные
  • комнатные
  • настольные
  • на местности
  • интерактивные

Педагогическая игра несёт в себе множество функция, основными среди них являются социальная, самореализационная, коммуникативная, диагностическая, коррекционная, развлекательная.

Педагоги должны иметь в своем арсенале самые разнообразные игры, которые выполняли разные функции и всестороннее развивали детскую личность. Игра помогает моделировать ситуацию, находить решения различные конфликтов.

Роль игр в экологическом воспитании дошкольников

Игровые технологии достаточно часто используются в процессе экологического воспитания. Для успешной реализации игровых технологий в процессе экологического воспитания педагог должен тонко чувствовать психические и физические особенности своих подопечных. Для детей большое значение имеет личность воспитателя. Дети положительных образом воспринимают понятную сную речь, доброжелательный тон. Дети дошкольного и младшего школьного возраста достаточно доверчиво относятся к педагогам, без труда включаются в игры друг с другом и педагогами, дают эмоциональный отклик на игру.

В младшем возрасте в основную задачу экологического воспитания входит знакомство детей с природным миром, растениями, животными, как они взаимодействует в окружающем мире.

Для того что бы ребенок усвоил информацию, ему нужны не только слова, но и наглядное воспроизведение. Для этого детям необходимо трогать предметы природы, выполнять несложные манипуляции с этими предметами. Педагог должен давать в руки детям все, что можно взять, например, педагог может дать ребенку настоящий овощ или фрукт, попросить ребенка погладить, пощупать, нажать на него, понюхать, попробовать.

Сюжетные игры в экологическом воспитании могут внедрятся посредством хорошо знакомых русских народных сказок, например, «Курочка ряба», «Репка» и др.

В экологическом воспитании хорошо зарекомендовали себя соревновательные игры. Благодаря им дети могут продемонстрировать свои знания, навыки и умения. Примерами соревновательных игр являются конкурсы и викторины.

Большую роль в экологическом воспитании играют дидактические игры, например, «Кто где живет», «Кто что ест», «Чей это детеныш».

Замечание 3

На занятии педагог должен прибегать к разным педагогическим играм, которые преследуют разные задачи, лишь при соблюдении этого принципа происходит разностороннее развитие ребенка.

Педагогическая игра предъявляет к ребенку ряд определенных требований:

  • внимание к сюжетной линии
  • тренировка памяти
  • быстрая реакция в сложившихся условиях игры

Игры следует подбирать исходя из возраста детей, количества участников.

В практике экологического воспитания могут применятся следующие виды педагогических игр:

  • дидактические игры (во время этих игр дети закрепляют и расширяют свои представления о природе, животных, растениях. Примерами дидактических игр в экологическом воспитании могут быть «Кто где живет?» «Найди отличия» и др.)
  • предметные игры (это игры которые предполагают использование предметов природы, к предметных экологические м играм относятся «Отгадай по листу дерево», «Угадай вкус»)
  • настольные игры (эти игры способствуют систематизации знаний о природе, к ним относятся игры типа лото, домино с использованием обозначений животных, птиц, овощей, фруктов и так далее.)
  • совестные игры (эти игры закрепляю, систематизируют в некоторых случаях расширяют знания о явлениях и предметах природы. К словесным экологическим играм можно отнести игры «Кто летает, бегает и прыгает?», ««В воде, в воздухе, на земле».)
  • подвижные игры (в контексте экологического воспитания это игры, основанные на подражание повадкам животных, например, «Кот и мыши», «Солнышко и дождик».)

В детском возрасте экологическая педагогическая игра должна удовлетворять ряду требований:

  • активность
  • использование знакомой ребенку информации
  • в меру сложной

Экологическое воспитание реализовывается главным образом во время прогулок на свежем воздухе, например, в лесу. Дети во время прогулок могут собирать различные природные материалы, например, шишки желуди, опавшие листья, веточки. Эти материалы они в дальнейшем используют для создания поделок, с которым могут разыгрывать различные сюжеты. Все эти действия помогают выполнить ряд важных задач. Во-первых, они знакомят ребёнка с природными материалами, во-вторых развивают детское творчество, в-третьих работают на благо художественного воображения.

Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot