Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика экологического воспитания

Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста

Определение 1

Экология – это наука, которая занимается изучением взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей природной средой.

На сегодняшний день проблема экологического воспитания наиболее актуальна. У современного общества не сформировано экологическое сознание. Министерство образования РФ требует включения в образовательный процесс формирование экологических знаний, начиная с дошкольного возраста, чтобы решить проблему воспитания экологического сознания.

Экологическое воспитание дошкольников направлено на развитие гуманных чувств детей, накопление ими эмоционально-положительного опыта взаимодействия с природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников предполагает проведение в дошкольных учреждениях мероприятий, которые были бы интересны и для детей, и для взрослых.

Определение 2

Экологическое воспитание – это процесс формирования осознанного правильного отношения детей к объектам природы.

Заниматься экологическим воспитанием детей нужно с первых лет их жизни.

Предназначение экологического воспитания:

  • воспитать гуманное отношение к природе;
  • формировать систему экологических знаний и представлений;
  • развивать эстетические чувства;
  • призывать детей к посильной для них деятельности, направленной на уход за животными и растениями.

Осознанное отношение детей к природе базируется на элементарных экологических знаниях.

Определение 3

Экологические знания – это информация о взаимосвязи конкретных растений и животных и среды их обитания, а также об их приспособленности к ней.

«Методика экологического воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Чтобы успешно проводить экологическое воспитание в детском саду, необходимо:

  • создать в группе уголок живой и неживой природы;
  • создать на территории ДОУ внешние природные зоны – сады, огороды, экологическую тропу, зоны отдыха, птичьи столовые и пр.;
  • взаимодействовать с родителями, чтобы интегрировать экологическое воспитание и семейное воспитание;
  • организовывать исследовательскую и природоохранную деятельность детей на основании сочетания посильного детского труда и игровых ситуаций.

Задачи и методы экологического воспитания детей

Основные задачи экологического воспитания детей:

  • сформировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;
  • воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
  • воспитывать у детей заботливое отношение к природе через целенаправленное общение их с окружающей средой;
  • воспитывать эстетические и патриотические чувства средствами природы.

На сегодняшний деть разработан ряд программ экологического воспитания в ДОУ. Большинство из них базируется на формировании у дошкольников познавательного отношения к природной среде, трудовых умениях и навыках детей, понимании значения труда в качестве деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых существ, а также на воспитании интереса к труду и природе, бережном и заботливом отношении к природе, гуманно-деятельном отношении ко всему живому.

Определение 4

Методы обучения – это способы совместной деятельности детей с воспитателями, в процессе которых идет формирование знаний, умений и навыков, а также воспитывается отношение к окружающему миру.

В работе с детьми, направленной на формирование у них экологической культуры, необходимо учитывать следующие принципы экологического воспитания и образования:

  • развивающий и воспитывающий характер знаний о природе, состоящий из отбора знаний о природе, который должен осуществляться, учитывая цели и задачи экологического образования дошкольников и их возрастные возможности;
  • научность при отборе содержания знаний, когда необходимо основываться на ведущих целях современного естествознания и научных понятиях;
  • энциклопедичность при отборе содержания знания;
  • учет характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
  • доступность;
  • краеведческая направленность при отборе материала.

Важная особенность экологического воспитания дошкольников – организация эколого-развивающей среды, которая способствует возникновению и развитию познавательных интересов детей, развивает его волевые качества, эмоции и чувства, способствует взаимопроникновению с природным окружением ребенка.

Организовывая эколого-развивающую среду необходимо учесть:

  • требования к подбору и размещению растений и животных в уголке живой природы, в соответствии с их биологическими особенностями;
  • возможность содержать объекты в условиях приближенных к естественным;
  • возрастные особенности детей;
  • безопасность объектов для жизни и здоровья детей, дидактическая и воспитательная значимость и пр.

Организовывая работы по экологическому воспитанию дошкольников, наиболее часто используют следующие инструменты:

  • наблюдение – ведущий метод экологического воспитания детей. Наблюдением обогащается чувственный опыт, формируются реалистические представления и понятия о природной среде, основах экологического сознания, эстетическое видение мира природы, бережное и заботливое отношение ко всему живому;
  • иллюстративно-наглядный материал в экологическом воспитании детей;
  • технические средства обучения – диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, в системе эколого-воспитательной работы;
  • труд в качестве одного из основных методов экологического воспитания детей;
  • элементарные опыты в системе экологической работы с детьми-дошкольниками;
  • игры в качестве метода экологического воспитания;
  • моделирующая деятельность в качестве метода экологического воспитания детей;
  • рассказы воспитателя, касающиеся предметов и явлений природы и деятельности человека в ней;
  • составление природоведческих книг, их использование для освоения детьми экологических представлений;
  • экологические сказки для формирования научного видения природы и раскрытия сложных явлений;
  • беседа в качестве средства расширения, углубления и обобщения знаний детей о природной среде.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot