Художественно-эстетическое развитие – это целенаправленная работа по формированию и развитию у детей способностей эмоционального и визуального восприятия прекрасного из области искусства, внешнего мира, а также становление навыков самостоятельной творческой активности.
Значимость художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста является одним из основных направлений воспитательной работы ДОУ. Это ежедневная работа, осуществляемая воспитателями, которая пронизывает все виды деятельности ребенка-дошкольника. В дошкольном возрасте у детей на разных этапах их развития происходят значительные изменения по восприятию окружающей действительности. В связи с чем, чем процесс эстетико-художественное воспитания дошкольников является длительным и достаточно сложным процессом.
Основной целью коллектива воспитателей ДОУ является развитие у детей дошкольного возраста творческого потенциала, создание для этого всех необходимых условий.
Процесс художественно-эстетического развития включает в себя следующие этапы:
- Получение первых художественных впечатлений.
- Приобщение к миру искусства.
- Овладение различными видами художественной деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка).
Эстетико-художественное воспитание детей дошкольного возраста оказывает влияние на все стороны развития ребенка, способствует формированию нравственных качеств личности, расширяет кругозор и познания об окружающем мире, природе и обществе.
Значимость организованного художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста заключается в том, что у человека эстетические, моральные и художественные качества не являются врожденными, они требуют специального развития, посредством целенаправленного обучения и воспитания.
Занятия художественно-эстетической деятельностью развивают у детей мышление и память, а также являются основной интеллектуального развития ребенка и его готовности к школьному обучению.
Таким образом, главной задачей педагогов ДОУ является организовать целенаправленное художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Компоненты художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
В соответствие с практикой воспитательной работы ДОУ, выделяют следующие структурные компоненты художественно-эстетического воспитания:
- Эстетическое воспитание, являющееся основной теоретических и ценностных основ эстетической культуры личности.
- Художественное воспитание, которое выражается в художественно-практическом и образно-теоретическом формировании личностных качеств ребенка, а также в единстве знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций и вкусов.
- Эстетическое самовоспитание и самообразование, которые ориентированы на процесс самосовершенствования личности, формирования у нее необходимых способностей и потребностей.
Для того, чтобы реализуемая программа эстетико-художественного воспитания была эффективна, следует грамотно организовать весь воспитательно-образовательный процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных между собой компонентов: развивающий, воспитательный, образовательный и практический.
Результат, который воспитатели ожидают от художественно-эстетического воспитания – это расширение степени свободы развивающегося ребенка, его способностей, перспектив и прав.
Для того, чтобы получить ожидаемый результат, воспитателю ДОУ необходимо организовать художественно-эстетическую систему воспитания, которая состоит из следующих элементов:
- Актуальное содержание (программа, технология, методика и т.д.).
- Оптимальные условия для эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
- Организованный воспитательно-образовательный процесс (включение в процесс воспитателей, детей, родителей и т.д.).
- Организованное взаимодействие ДОУ с иными воспитательными и образовательными институтами.
- Создание эффективных условий для самостоятельной деятельности дошкольников.
Методы и формы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Отбор наиболее оптимальных и эффективных методов и форм художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимо осуществлять на основании учета ряда критериев:
- Психологически комфортная и радостная атмосфера в группе.
- Организация процесса своевременного и целостного развития дошкольников, с учетом возрастных особенностей.
- Разнообразие используемых методов и средств, в соответствии с потребностями детей.
- Основное средство воспитания и обучения детей – игра.
- Вовлеченность детей во все виды деятельности.
Вся работа воспитателей ДОУ должна строиться с учетом требований ФГОС ДО, который предусматривает опору на принципы личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, обеспечение эмоциональной и психологической защищенности детей.
Тактика взаимодействия воспитателя и детей, в рамках художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста осуществляется в трех основных направлениях:
- Специально организованное художественно-эстетическое воспитание.
- Художественно-эстетическое развитие в рамках совместной деятельности воспитателей и детей.
- Художественно-эстетическое развитие в рамках самостоятельной деятельности детей.
Основные методы и формы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:
- ознакомление с произведениями искусства и природными явлениями посредством просмотра иллюстраций, картин, видеофильмов, слайдов и т.д.;
- организация занятий по художественному и эстетическому воспитанию: музыкальные занятия, рисование, пение, аппликация и т.д.;
- организация экскурсий, походов, посещения театров и музеев.
И если формы организации работы в данной сфере разнообразны, то и результаты ее проявляются в различных видах деятельности. Так знания, усвоенные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют на разных инструментах, ставят мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.