Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие у дошкольника самостоятельности и ответственности в программе раннего развития «Тропинки»

Все предметы / Психология / Развитие у дошкольника самостоятельности и ответственности в программе раннего развития «Тропинки»

Краткая характеристика Программы

Определение 1

Программа «Тропинки» (далее Программа) – это программа для детей от 3-х до 7-ми лет, направленная на создание благоприятных условий для их общего психического развития средствами развития творческого воображения.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, она определяет организацию и содержание воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста, а также обеспечивает их всестороннее развитие в разнообразных видах деятельности и общения.

Данная Программа является современной, ориентируется на развивающее дошкольное образование и создание необходимых условий для эффективного психического развития детей дошкольного возраста посредством развития у них творческого воображения как универсальной способности. По мнению разработчиков Программы именно освоение общечеловеческой культуры представляет собой творческий процесс, в ходе которого, дети приобщаются к началам человеческой культуры. При этом, творческий процесс включает в себя такие вид детской деятельности как культурно-познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и физическая. Данные виды деятельности способствуют формирования у ребенка созидательных способностей, таких как продуктивное воображение, ориентация на позицию другого человека, постигающее мышление, произвольность, саморефлексия и т.д.

Особое внимание в Программе уделено развитию воображения ребенка как одной из универсальных способностей и ведущего психологического достижения периода дошкольного детства.

Программа отражает стратегические ориентиры развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, которые находят свое отражение в следующих направлениях воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения:

  • «Познавательное развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Речевое развитие»;
  • «Физическое развитие».
Замечание 1

Каждый из разделов разработан с учетом требований к образовательным областям, предъявляемых ФГОС ДО.

Цель и задачи реализации Программы

Цель Программы заключается в следующем:

  • создание необходимых условий для успешного общего психического развития детей дошкольного возраста посредством развития творческих способностей, а также создание условий необходимых для последующего успешного обучения в школе;
  • формирование более отдаленной и широкой перспективы личностного роста и развития ребенка дошкольного возраста, в рамках образовательной и внеобразовательной сферах его жизни, специфической областью пересечения которых является создание развивающего пространства ДОУ.

Готовые работы на аналогичную тему

Поставленной целью диктуются следующие задачи Программы:

  1. Инициация и психолого-педагогическое сопровождение различных видов детской деятельности, направленных на творческое освоение культуры (игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, обучение и т.д.).
  2. Формирование и развитие творческого воображения детей, основанного на системе созидательных способностей (постигающее мышление, рефлексия, креативность и т.д.).
  3. Развитие стремления и способности к самостоятельности, инициативности и ответственности, которые в процессе воспитания должны приобрести стойкий произвольный характер, основанный на интеллектуальных эмоциях и специфической познавательной мотивации.
  4. Создание условий, направленных на обеспечение триединства отношения дошкольника к окружающему миру, взаимоотношения с ним и людьми, а также самоотношения.
  5. Расширение «зоны ближайшего развития ребенка», посредством включения в воспитательно-образовательную деятельность разнообразных развивающих форм совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.
  6. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного осмысленного и творческого отношения к своему духовному и физическому здоровью, посредством построения оздоровительной работы в рамках ДОУ.
  7. Развитие у ребенка умения учиться и проявлять самостоятельность в обучении.

Развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности

Определение 2

Инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к движению и изменениям.

Инициативность у детей дошкольного возраста проявляется в процессе свободной деятельности, которая организуется детьми самостоятельно по выбору и интересам.

Особенностями инициативности в период дошкольного детства является то, что она связана с проявлениями пытливости ума, любознательностью и изобретательностью дошкольников.

Основными условиями развития детской инициативности, в соответствии с Программой является создание следующих условий:

  1. Предоставление детям самостоятельности во всех сферах деятельности, не представляющих опасности для их здоровья и жизни.
  2. Создание условий для реализации собственных замыслов.
  3. Отмечать, хвалить и приветствовать даже минимальные достижения и успехи ребенка.
  4. Не критиковать идеи и результаты деятельность ребенка, а также его самого как личность.
  5. Способствовать развитию привычки выполнять все самостоятельно, находить себе занятие, доводить начатое до конца.
  6. Содержать в открытом доступе вещи, необходимые детям для организации различных видов деятельности.
Определение 3

Самостоятельность ребенка дошкольного возраста – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля со стороны взрослых.

Самостоятельность ребенка дошкольного возраста представляет собой постоянно развивающееся качество личности, которое является предпосылкой для последующего успешного обучения в школе.

Главными принципами развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с Программой являются:

  • Принцип целесообразности – требования должны быть понятны ребенка.
  • Принцип правильной и точной формулировки требований.
  • Принцип значимости – объяснять ребенку смысл выполняемых им действий.
  • Принцип систематичности и последовательности.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Сергеевна Плугина

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис