Биография
Хуан Луис Вивес (1492-1540гг.) - испанский гуманист, философ и педагог. Один из более заметных представителей Северного Возрождения. Вивес был родом из еврейской семьи. Судьба сложилась таким образом, что все его близкие родственники были казнены по обвинению в криптоиудаизме. Вивес рано покинул родину и уже в 1509 году поступил в Парижский университет воФранции. Далее он жил и преподавал в Англии. За свою жизнь успел побывать профессором университетов Лувена и Оксфорда.
Педагогические идеи
Вивес активно интересовался проблемами педагогики. Написал множество трудов, в которых освящены проблемы воспитания и обучения:
- "О способе занятий с детьми",
- "О воспитании женщины-христианки",
- "Путеводитель к премудрости",
- "О науках",
- "О душе и жизни",
- "Упражнение в латинском языке".
Вивес считал природу как образец для воспитания. Именно на этом строилась его главная педагогическая концепция. Согласно теории Вивеса необходимо учитывать природные склонности детей и искоренять принуждение в воспитательном процессе. Вивес видел основу познания непосредственно в наблюдении и эксперименте. С помощью ощущений мы получаем знания о явлениях, а с помощью разума постигаем саму сущность явлений. Нравственность напрямую зависит от просвещения разума. Вивес был сторонником гуманистической направленности педагогики и подчеркивал необходимость воспитания гражданской позиции и патриотизма. Не последнюю роль отводил физическому и трудовому воспитанию. Вивес считал необходимым контролировать чтение детей, указывал на то, что в детские руки не должны попадать сочинения грубого содержания, дабы не испортить детское сознание.
Передача знаний воспитанникам, прививание умений и навыков – это есть первостепенная задача педагога. Привить воспитанникам то, что пригодится им в практической деятельности. Разработанный Вивесом учебный план и программы дисциплин школы гуманистической направленности подразумевали исключение теологии и более глубокое изучение математики,науки о природе. Гуманнистическая школа согласно Вивесу делилась на два этапа. Первый период обучения (с 7 до 15 лет) предполагал изучение классических языков, которые были призваны стать инструментом для осуществления полного познания, логики, диалектики, географии, ботаники, зоологии, минералогии. Второй период (с 15 до 25 лет) предполагал изучение математики, астрономии, музыки, истории и этики. После окончания двухэтапной гуманистической школы, ученик должен был достигать совершенства в выбранном пути.
Вивесу принадлежат идеи в области дидактики. Именно он рекомендовал излагать материал поэтапно, постепенно двигаясь от простого к сложному, Вивес впервые поставил вопрос о соотношении науки и учебного предмета. Говорил о том, что в обучении важна систематичность и наглядность материала, требовал от воспитанников сознательного усвоения материала.Вивесне принимал средневековые методы обучения и призывал педагогов использовать такие методы как непосредственное наблюдение, объяснительное чтение, опрос и др. Говорил о создании благоприятных условий для обучения.
Вивес создал гуманистическую программу женского образования, проект создания муниципальными властями ремесленных школ для бедных, план образования слепых (обучение музыке, чтение им вслух). Вивес обосновал необходимость светского воспитания и образования, государственного обеспечения школьного дела. Идеи Вивеса в области педагогики оказали существенное влияние на становление знаменитого педагогаЯ.А.Коменского.