Общая характеристика учебных дисциплин
Для того, чтобы получить общее представление об учебной дисциплине, необходимо рассмотреть в первую очередь характеристику ее содержания. Содержание учебных дисциплин является стандартным и обязательным для каждой, в него входят:
- учебный материал, направленный на достижение основной цели обучения по конкретной дисциплине;
- обоснованное разделение учебных часов на весь курс изучения дисциплины (на четверть, полугодие, год и т.д.);
- традиционная или авторская программа;
- учебно-методический комплекс.
При разработке учебной программы по конкретной дисциплине педагог может использовать одновременно несколько программ, как традиционных, так и авторских, а также включить инновации и новшества следующего характера:
- актуальные и современные темы по дисциплине;
- дополнение часов для более глубокого изучения определенной темы или ее раздела;
- при необходимости изменение порядка освоение учебной дисциплины;
- описание форм и видов образовательного процесса;
- характеристика межпредметных и внутрипредметных связей по изучению каждой конкретной дисциплины.
Понятие и значение расписания уроков
Расписание уроков – это упорядоченная система комплекса учебных дисциплин, изучаемых на определенной ступени обучения.
Составления расписания уроков является очень сложным процессом, который включает в себя эвристические методы, логику и технику работы методиста школы.
Довольно часто возникает сложность, которая заключается в том, что трудно внести в расписание все учебные дисциплины, в том количестве, в котором они запланированы педагогом по составленной программе и при этом соблюсти правила СанПиНа. Все это требует от методиста большого мастерства и опыта.
Требования СанПиН по составлению расписания уроков:
- соблюдение санитарных норм и правил;
- соблюдение количества часов академической работы педагога;
- соблюдение чередования динамичности уроков;
- соблюдение времени перемен, в зависимости от количества уроков;
- возможность разделения класса или напротив объединения нескольких классов в поток;
- расписание уроков в последовательной очередности, без «окон»;
- минимальное количество «окон» в расписании педагога;
- учет возможности замещения педагога;
- учет занятости учебных классов;
- включение в расписание внеурочной, внеклассной и самостоятельной работы;
- учет возможности работы педагогов в паре;
- включение в расписание занятий по пред профильной подготовке учащихся старших классов;
- отдельное включение в расписание факультативной работы по выбору учащихся;
- организация дежурства учащихся и педагогов.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что в разные дни недели у учащихся разный уровень умственной активности и работоспособности. Наиболее высокие показатели отмечаются к середине недели и идут на спад к ее концу. Именно поэтому распределение учебной нагрузки в учебную неделю выстраивается так, что ее максимальное значение определяется на вторник, среду и четверг. В эти дни недели принято включать наиболее тяжелые учебные дисциплины, нежели в другие дни.
Помимо дня недели учитывают и время суток. Наибольшая работоспособность учащихся приходится на 10-12 часов, именно в это время отмечается максимальная эффективность усвоения учебного материала.
Таким образом, при составлении учебного расписания необходимо учитывать уровень работоспособности учащихся в определенные дни недели и часы дня.
Составление расписания уроков так же требует от методиста учета сложности подготовки к ряду урокам. То есть те дисциплины, которые требуют от учащегося больших умственных и временных затрат не должны ставиться в один день.
Эффективность усвоения учебной дисциплины во многом зависит от вида деятельности и ее смены. Поэтому при составлении расписания уроков, методист старается сочетать в один день уроки, которые требуют от учащегося большой умственной работы (физика, химия, математика и т.п.), и, уроков, которые напротив способствуют снятию напряжения (музыка, изобразительное искусство, физическая культура и т.п.).
Кроме учета умственной нагрузки у учащихся, методист, составляя расписание уроков должен так же учитывать умственную и физическую нагрузку педагогов, предоставлять им возможность «отдыхать» во время учебного дня.
Правила составления расписания уроков, требуют соблюдения ряда следующих факторов:
- Трудоспособность – способность организма эффективно усваивать учебную информацию, плодотворно работать в процессе урока. В данном случае необходимо учитывать возраст учащихся, особенности их индивидуального биоритма, времени года, дня недели, суток и т.д.
- Уровень усталости в течение учебного дня, который зависит от психологических, социальных и биологических особенностей организма.
- Правильное и обоснованное распределение учебной нагрузки в течение учебной недели.
- Чередование различных видов деятельности учащихся, посредством чередования различных по динамичности и сложности учебных предметов.
- Соблюдение нормативно установленных гигиенических требований к составлению учебного расписания.
Расписание считается составленным правильно, в том случае если:
- составлено единое расписание для первой и второй смены (учащихся и педагогов);
- максимальная умственная нагрузка для средних, старших классов приходится на вторник-четверг, для начальных классов среда несколько облегчена;
- соблюдено чередование «сложных» и «легких» уроков»
- отсутствует сдвоенность уроков по одному и тому же предмету (исключение составляет модульная технология обучения);
- предметы, требующие от учащихся большей умственной нагрузки, проводятся: в младших классах на 2-ом и 3-ем уроках; в средних и старших классах на 2-4 уроках.
- названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.