Гуманизм – это концепция, согласно которой человек является высшей ценностью в мире.
Основным положением гуманистической концепции является защита достоинства каждой личности, признание равных прав и свобод, возможности на развитие и проявление своих индивидуальных возможностей для всех членов общества, а также создание равных условий для реализации личности каждого человека.
Согласно гуманистической концепции конечная цель воспитания – это воспитание полноценного субъекта общества, в виде свободной и самодеятельной личности.
Гуманистическая педагогика – это направление, предполагающее установление гармонии между научным познанием, мировоззрением и практикой.
Большинство педагогов-гуманистов убеждены, что передача знаний «от поколения к поколению» способствует воспитанию патриотической личности.
Основы гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика – это система взглядов и научных методов, утверждающих ребенка равноправным участником воспитательно-образовательного процесса, который развивается под воздействием окружающей среды и педагога в силу своих способностей и возможностей, а также в процессе обучения и воспитания сохраняет свою индивидуальность.
Гуманистическая педагогика провозглашает высшей ценностью личность каждого ученика и воспитанника.
Актуальность гуманистической педагогики на сегодняшний день состоит в том, что она защищает достоинства каждого ребенка в процессе обучения и воспитания, признает права и свободы, а также различные проявления и развитие способностей личности. Основной задачей гуманистической педагогики является создание благоприятных условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
Гуманистическая педагогика устанавливает универсальную значимость человеческого бытия в общем, а также в отдельной личности каждого ребенка (то есть в частном). Согласно гуманистической педагогике общественным идеалом является совокупность ценностных установок личности каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.
Центром гуманистической педагогики является личность ребенка, на которую направлены максимальные возможности педагогов, цель которых полноценное развитие.
На сегодняшний день гуманистическую педагогику принято так же называть инновационной. Однако инновационной она является лишь для нашей страны, так как в странах Америки и Европы воспитательно-образовательная система уже давно ориентирована на гуманистический подход к процессу обучения и воспитания детей. В России гуманистическое направление в педагогике находится на стадии внедрения и развития.
Признаки гуманистической педагогики
Современная гуманистическая педагогика имеет следующие отличительные признаки:
- Смещение приоритетов. Гуманистическая педагогика направлена на развитие психических, нравственных, физических и иных сфер личности ребенка, вместо овладения большим объемом информации и определенного круга умений и навыков, которые зачастую даже не используются ребенка в последующем.
- Сосредоточенность на формировании свободной и самостоятельной личности, умеющей думать и размышлять, а также находить разнообразные решения выхода из различных ситуаций и уверенно действовать. Данный принцип гуманистической педагогики является жизненным. В процессе обучения и воспитания необходимо учить детей мыслить нестандартно, находить решения различным жизненным ситуациям и уметь воплотить найденное решение в реальном мире.
- Обеспечение необходимых условий для организации учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует современные учебные заведения на организацию таких условий, в которых возможно не шаблонное воспитание личности, а развитие ребенка с учетом всех его особенностей (возрастных, умственных и т.д.) и потребностей.
Таким образом, переход учебно-воспитательного процесса на гуманистический уровень – это в первую очередь отказ от устаревшей авторитарной педагогики, которая порой оказывала давление на личность ребенка, подавляла индивидуальность и стремление к развитию. Гуманистическая педагогика предусматривает равноправное общение между педагогом и ребенком. Педагог и воспитанники имеют равные права.
Таким образом, современная гуманистическая педагогика предусматривает переход к личностно-ориентированной форме обучения и воспитания, придающей абсолютное значение личной свободе и самостоятельности каждого ребенка.
Формы и методы реализации гуманистической педагогики
Реализация современной гуманистической педагогики осуществляется конкретными методами и формами инновационной педагогической деятельности:
- Пересмотр существующей организации учебно-воспитательного процесса. Современная гуманистическая педагогика предусматривает ориентир на индивидуализацию процесса воспитания и обучения.
- Создание оптимальных условий для воспитания и обучения каждого ребенка, с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
- Формирование гомогенных классов и параллелей.
- Организация психологически комфортного учебно-воспитательного процесса, в котором каждый ребенок себя будет чувствовать легко и сможет полностью раскрыться.
- Педагог должен верить в силы и возможности каждого ребенка, принимать каждого таким, какой он есть, находить и развивать его особенности.
- Обеспечение успешности воспитания и обучения, путем изменения целевой установки учебного заведения (ДОУ, школа и т.д.).
- Исключение заочного обучения как мешающего прямому общению педагога с учащимся.
- Переориентация внутренних личностных установок учителя, путем усиления гуманитарного образования.
Некоторые аспекты гуманистической педагогики не являются бесспорными, на практике очень часто реализовать абсолютно все их часто бывает невозможно. И связано это не только со сложившейся системой образования, но еще и с менталитетом основных слоев населения.