Общая характеристика групповой формы организации обучения в школе
Групповая форма обучения – это одна из форм организации учебной деятельности, при которой в классе формируются небольшие группы (от 3-х до 5-ти учащихся) для осуществления совместной учебной работы.
Как показывает практика, групповая форма обучения имеет ряд преимуществ, перед иными формами. Основное преимущество состоит в том, что при работе в группе у детей формируются навыки работы в коллективе, воспитываются такие личностные качества, как ответственность, дисциплинированность и взаимовыручка. Кроме того, групповая форма обучения позволяет учащимся работать не только в коллективе, но и индивидуально. Например, если учащиеся делят общее задание между собой на части, и каждый выполняет порученную ему часть самостоятельно.
Еще одним преимуществом групповой формы обучения является то, что работа в группе сверстников всегда интересна учащимся, так как она позволяет продемонстрировать свои знания, а также перенять опыт других участников группы. Полученный в ходе совместной работы конечный продукт, имеет большую ценность, нежели он был дан педагогом в готовом виде.
Использование групповой формы обучения вносит определенное разнообразие в традиционное школьное обучения, оказывает положительное влияние на сплочение учащихся между собой и формирует благоприятные взаимоотношения с педагогом.
При организации групповой работы педагог может использовать разнообразные вариации:
- Каждая группа получает одинаковое задание, которое необходимо выполнить на скорость.
- Группы получают равные задания, которые не нужно выполнять на скорость, итогом занятия является представление группами полученных результатов, их сравнение и обсуждение.
- Группы получают разные задания в общей тематике урока, итогом является представление полученных результатов.
Организуя групповую работу, учитель должен также учитывать особенности ученического коллектива, взаимоотношения учащихся, уровень их знаний и способностей.
Способы деления учащихся на группы:
По времени существования группы:
- деление на группы на постоянной основе – педагог делит учащихся на группы и данные группы осуществляют работу на протяжении определенного времени;
- деление на группы на временной основе – группы формируются на одно учебное занятия.
По способу деления:
- с использованием жребия;
- по желанию учащихся;
- по желанию педагога (в данном случае педагог формирует группы так, что «силы» их были равны).
В процессе работы группы могут сотрудничать друг с другом, а могут напротив, соревноваться.
При групповой работе нельзя использовать любые задания, они должны быть специально адаптированными для этой формы – такими, чтобы их можно было разделить на отдельные подзадачи и подпункты. Содержание заданий желательно делать проблемным, дающим возможность высказывать различные точки зрения. Для групповой работы малоэффективны задания, требующие многократного повторения и очевидного ответа, поскольку при этом теряется смысл активного взаимодействие, обсуждения, совместного поиска истины (каждый может выполнить задания самостоятельно, не сотрудничая с другими, а это на уроке можно организовать и вне группы).
У групповой работы большое количество преимуществ. Она способствует формированию навыков сотрудничества, взаимопомощи, делового общения, взаимопонимания, учит уважать, учитывать и выслушивать мнение других участников, а также иметь собственное мнение и аргументировано его отстаивать. Правильно организованная работа в группах развивает творческое мышление, повышает самооценку и самоуважение. Наконец, при разделении класса на небольшие группы на уроке задействованы все учащиеся.
Условия организации групповой формы обучения
При организации групповой формы обучения, педагог должен учитывать следующие факторы:
- В процессе учебной деятельности, в рамках группы, учащиеся периодически меняют свои роли. Так, участник группы может выступать в роли «ученика», и в роли «учителя».
- Основной целью каждого участника группы является демонстрация своих знаний, их применение на практики, для получения конечного результата.
- Деятельность каждого участника группы имеет общественно полезную окраску, так как в процессе работы над заданием участники не только учатся, но делятся друг с другом своими знаниями.
- Основными принципом работы в группе является: «каждый вкладывает в достижение результата частичку своих знаний, умений и навыков, получаемый результат – общий».
- Участники отвечают не только за свои знания и свой результат, а за знаний и успехи товарищей по группе, и конечный полученный результат.
Для того, чтобы организуемая групповая форма работы была действительно эффективной, предварительно необходимо сформировать у учащихся обобщенные интеллектуальные умения.
К таким интеллектуальным умениям относятся:
- Уметь анализировать складывающуюся ситуацию, обобщать полученную информацию, формулировать выводы.
- Уметь видеть разные функции одного и того де объекта.
- Уметь устанавливать связи между объектами.
- Уметь выделять в объекте существенные и второстепенные признаки.
Кроме того, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся готовы к коллективному труду. Для этого им также предварительно осуществляется работа по формированию данного умения. Формирование навыков коллективной работы осуществляется не спонтанно, а систематически начиная с начальной школы. Важным является то, что коллективная деятельность должна быть учащимся в радость, приносить удовлетворение от проделанной работы. В случае, если учащихся принуждают работать в группе, то ожидаемого эффекта от такой деятельности не будет.
Как показывает практика, благодаря систематической групповой форме обучения, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- формулировать свою точку зрения;
- выяснять точки зрения своих партнеров;
- обнаруживать разницу точек зрения;
- разрешать разногласия с помощью логических аргументов.