Педагогика – это самостоятельная наука, занимающаяся исследованием процесса становления и развития человека, в основном в детско-юношеском возрасте.
Гессен Сергей Иосифович. Краткая биография
Сергей Иосифович Гессен (1887 — 1950 гг.) — ученый-педагог, публицист, переводчик и философ, автор книги «Основы педагогики».
С.И. Гессен родился 16 августа 1887 года в с. Усть-Сысольское. Учился в Петербургском университете на юридическом факультете, после окончания которого поступил в университеты Фрейбуха и Гейдельберга (Германия) на философские отделения. В данных университетах обучался под руководством Б. Ласка, Г. Риккерта и В. Виндельбанда. В 1910 году им была защищена докторская диссертация на тему «Индивидуальная причинность».
На протяжении всей жизни С.И. Гессен поддерживал отношения с немецкими и русскими философами: Б. Яковенко, Ф. Степуном, Г. Мелисом, Р. Кронером и другими. Именно в этом кругу возникла идея по созданию международного журнала, посвященного актуальным проблемам философии культуры. Журнал «Логос» издавался с 1910 года по 1914 год. С.И. Гессен принимал активное участие в издании данного журнала.
С 1913 года по 1917 год Гессен был приват-доцентом Петербургского университета.
С 1917 года по 1920 год – Сергей Иосифович работал профессором Томского университета.
В 1922 году С.И. Гессен покидает Россию и становится профессором Русского педагогического института в г. Прага.
В 1934 году преподает в университетах г. Лодзи и г. Варшава, переезжает жить в Польшу.
2 июля 1950 года С.И. Гессен умер в г. Лондон.
Наиболее плодотворными, в плане творчества, для Гессена были 20-е годы, а особенно в его организаторской деятельности. Он был одним из организаторов, а позднее главным редактором журнала «Русская школа за рубежом», который выходил в г. Прага с 1923 года по 1931 год. Данный журнал был признан одним из основных «органов» педагогической мысли того времени.
Кроме того, С.И. Гессен был одним из активных участников и организаторов педагогических съездов ученых-педагогов, находящихся в эмиграции в 20-х годах.
Книга «Основы педагогики»
Труд С.И. Гессена «Основы педагогики» является одной из лучших и общепризнанных книг ХХ столетия по педагогике.
Начало работы над ней приходится на дореволюционный период. Писать Гессен начал в Петрограде, затем продолжил в Томске, а закончена она была и издана в эмиграции в 1923 году. «Основы педагогики» использовались достаточно широко на протяжении ряда десятилетий с целью организации в Русском Зарубежье системы образования.
По мнению В.В. Зеньковского, известного философа и педагога, профессора Богословского Православного института г. Парижа, данный труд является выдающимся, так как в нем осмыслен многовековые традиции и опыт педагогики в России, осуществлен анализ важных направлений педагогической мысли 20-х годов, не только в России, но и в США и Европе, обоснованы перспективы дальнейшего развития идей педагогики.
С.И. Гессеном было введено понятие «педагогика культуры».
Педагогика культуры – это процесс по воспитанию и приобщению подрастающего поколения к культуре родного края и народа, его культурным ценностям.
Антропологической парадигмой педагогики культуры является динамический процесс развития человека в рамках современного социума.
В «Основах педагогики» С.И. Гессеном была разработана философско-педагогическая концепция, основой которой послужил гетерологический подход Г. Риккерта. На основании данного подхода Гессен исследовал наиболее актуальные проблемы воспитания и обучения посредством проекции одних процессов на другие.
По мнению С.И. Гессена формирование критически мыслящей личности осуществляется в рамках «критической дидактики».
Критическая дидактика – это творческая дидактика, которая была основана на педагогических разработках и идеях Гербарта, в отличии от традиционной дидактики.
Таким образом, педагогическая концепция С.И. Гессена занимается развитием лучших традиций отечественной гуманистической педагогики, посредством интеграции с инновационными западноевропейскими подходами к воспитанию и обучению. С.И. Гессен рассматривал образование как уникальный процесс приобщения формирующейся личности к общечеловеческим ценностям культуры.
Теория свободного воспитания
Ведущим вопросом книги «Основы педагогики» является вопрос свободного воспитания. По мнению Гессена, достоинство и свобода ребенка – это наиглавнейшие ценности.
Рассматривая иные точки зрения о свободном воспитании, Гессен с уважением относится к подходу Л.Н. Толстого и называет «манипулятивной дешевкой» теорию Дидро. На основании этих двух точек зрения Гессен делает вывод, что ребенок не рождается свободным, он рождается рабом, а свободным он становится через правильно организованное воспитание и обучение.
Личность представляется носителем ценностей и создает необходимые условия для их развития и сохранения. Ценности же являются условием сохранения и развития индивидуальности каждой отдельной личности. Процесс объединения антропологического и ценностного подходов психофизиологического и духовно-нравственного развития личности каждого ребенка – это и есть феномен образования. Исходя из данных рассуждений, С. И. Гессен вывел формулу: «Будь свободен – будь самим собой – стремись к высшему, чем ты». Данный подход по отношению к развивающейся личности, Гессен понимает школу как институт, в основе деятельности которого, заложен творческий процесс развития и саморазвития активной личностной позиции.
Еще одним немаловажным фактором свободного воспитания является опора на принцип «родиноведения», который расширяет и интегрирует содержание образования вокруг истории и культуры родного края и народа. Ребенок, который воспитан на любви и уважении к родному краю, будет свободен в своих мыслях и действиях, так как он будет чувствовать «невидимую силу» родной земли. Еще одним положительным моментом такого воспитания будет то, что в зрелом возрасте человек будет стремиться сделать что-то полезно для своего народа и страны.