Понятие формы организации процесса обучения
Форма организации образовательного процесса – это способ рационального преподнесения учащимся образовательной информации, посредством применения различных приемов и методик ее подачи.
Форма организации образовательного процесса является структурной единицей построения процесса воспитания. От организации обучения и воспитания, его эффективности и творческого подхода зависит успех развития учащихся и, соответственно, достижение целевого назначения учебно-воспитательной работы.
Форма обучения предполагает цикличную организацию учебного процесса, которая находит практическое выражение в комплексе с управляющей и координирующей деятельностью педагога.
Внешним проявлением формы обучения является форма воспитания. Она отражает его содержания и сущность. Формы и содержание процессов обучения и воспитания неразрывно связаны и оказывают активное воздействие друг на друга. Если содержание воспитания подвергается изменению, то это приводит к поиску или проектировке новых форм воспитания. Содержание занимает приоритетную позицию. Первоначально процесс должен быть наполнен содержанием, чтобы затем выбрать соответствующую ему форму организации.
Содержание учебно-воспитательной деятельности базируется на основных нравственных свойствах личности, ее интеллектуальных, физических и этических качествах, гармоничном и духовном развитии. Практическое претворение содержания процесса обучения в жизнь предполагает его определенную организацию, в максимальной степени ему соответствующую и отражающую его целевое назначение.
Формы организации не должны стоять на месте. Они развиваются по мере социального развития и соответствующего ему содержания учебно-воспитательной деятельности. Применение старых форм обучения к новому содержанию не будет эффективным, а напротив, затормозит процессы развития системы образования.
В процессе применения форм организации учебного процесса происходит построение системы взаимодействия между учащимися и педагогом. Для этого применяется комплекс средств, приемов и методов обучения и воспитания, которые функционируют в определенной последовательности и по определенной логике, отражая особенности содержания этих процессов.
Формы организации образовательного процесса ориентированы на приспособление учебно-воспитательной работы к существующим тенденциям и реалиям общественного развития.
Форм организации педагогического процесса существует достаточно большое количество. Все их можно подразделить на три основные группы:
- Индивидуальная форма обучения и воспитания.
- Классно-урочная форма образования.
- Лекционно-семинарская система обучения.
Индивидуальная форма обучения
Применение индивидуальной формы обучения ориентировано на личностно-ориентированный подход в образовании, при котором программы обучения строятся с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
При такой форме происходит нацеленность обучения на саморазвитие, формирование навыков самообучения, самореализации, а также самовыражения.
Посредством индивидуального обучения достигается развитие способностей к адекватному анализу и оценке своей познавательной деятельности, своих возможностей, способностей, развитых умений. Форма способствует формированию самостоятельного познания, развивает познавательную активность и развивает творческие способности учащихся. При этом, она исключает коллективное взаимодействие, что приводит к десоциализации образовательного процесса.
Классно-урочная форма обучения
Данная форма организации относится к ведущим в современной системе образования. Ее структурной единицей выступает урок. Он представляет собой учебное занятие, имеющее определенные временные рамки, в ходе которого происходит организация познавательной деятельности, посредством поэтапного применения разнообразных методов, приемов и средств обучения, способствующих созданию благоприятной учебно-воспитательной среды для усвоения знаний, их закрепления, проведения проверки и развития новых личностных качеств.
Урок проходит в несколько этапов:
- Знакомство с новой темой, учебным материалом.
- Закрепление новой информации.
- Повторение усвоенных знаний.
- Проведение проверки знаний, умений и навыков.
Разновидностей уроков существует огромное множество. Они могут быть подразделены в зависимости от целевого назначения, содержания, способам проведения, структурному строению. Уроки могут носить обобщающий характер, а могут быть нацелены на усвоение конкретного знания в определенной области или развитие нового умения, навыка деятельности.
Лекционно-семинарская форма организации образовательного процесса
Данная форма базируется на использовании лекционных и семинарских занятий в учебно-воспитательной деятельности.
Лекция представляет собой способ преподнесения учебного материала, посредством зачитывания его педагогом, в концентрированной и логически последовательной форме и его конспектировании и усвоении учащимися.
Лекции могут носить информационный характер, быть наглядными или бинарными, оформленными в виде конференции или консультации, а также базироваться на постановке проблемы и ее разрешения по мере прохождения лекционного занятия.
Лекционное занятие проходит в три основных этапа:
- Вводный этап. На нем происходит формулирование темы занятия, его целевое назначение, определяется взаимосвязь с ранее изученным материалом, структура прохождения и функциональная роль исследования.
- Основной этап. Здесь реализуется содержательная часть лекции, происходит знакомство с темой исследования, его значимостью.
- Заключительный этап. Осуществляется подведение итогов, производятся обобщения и делаются выводы по теме занятия.
Лекционному занятию сопутствует семинарское. Семинары, по сути, необходимы для практической проработки учебного материала, изученного на лекциях. На семинарах осуществляются опросы учащихся, подготовка ими докладов и рефератов по изучаемой теме, в результате чего осуществляется оценка знаний и навыков, усвоенных учащимися.