Толерантность – это терпимость к иного рода нравам, взглядам и привычкам, она необходима для адекватного отношения к особенностям других наций, народов и религий.
Понятие и сущность толерантности
Под толерантность принято понимать положительное восприятие другого человека, как равного себе, его взглядов, идей, национальности, истории, культуры и т.д. Кроме того, толерантность представляет собой такое поведение индивида, при котором он не просто положительно воспринимает другого человека, но и способен адекватно с ним взаимодействовать, на основании взаимного уважения и согласия.
В настоящее время тема формирования толерантности у детей является весьма актуальной и широко востребованной не только в нашей стране, но и во всем мире. Это связано с тем, что проблемы взаимоотношений людей разных национальностей, религий, взглядов и т.д., в современном мире возникают все чаще, и зачастую люди ведут себя крайне агрессивно. Воспитание у подрастающего поколения толерантности будет способствовать успешному разрешению данной проблемы, и возможно, ее полному искоренению.
Формирование толерантности у детей младшего школьного возраста возложено на образовательные учреждения, так как именно они являются основным фактором культурного прогресса и развития. Кроме того, современные общеобразовательные школы, расположенные в многонациональных регионах, успешно решают вопросы, связанные с межкультурными, социально-политическими и межэтническими проблемами. Именно их опыт необходимо распространять в школы других регионов.
Таким образом, правильно организованная образовательная среда будет способствовать сохранению и укреплению накопленного потенциала по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста, а также формированию у детей правильной модели поведения в рамках современного многонационального общества.
Педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста
В связи с тем, что проблема воспитании толерантности у детей является одной из актуальных для современной начальной школы, возникает потребность в создании оптимальных педагогических условий для формирования опыта толерантного поведения и отношения у детей младшего школьного возраста.
Необходимо отметить, что особенно важно создание этих условий именно для начальной школы, так как на данном жизненном этапе у детей только начинают складываться взаимоотношения со сверстниками, которые пришли из разных микросоциумов, имеют разный жизненный опыт и порой недостаточно сформированные коммуникативные навыки. Именно поэтому одной из основных задач учителя начальных классов, является сведение всех указанных противоречий к некой общей основе. В первую очередь учитель должен воспитывать в детях таких личностные качества как уважительное отношение к окружающим, терпимость, а также установление гармоничных взаимоотношений между всеми учащимися класса.
Занимаясь воспитанием толерантности у детей младшего школьного возраста, учитель должен сам для себя понять и принять толерантность не как готовность к движению навстречу к другому человеку, а как феномен некоего свойства или качества личности.
Еще одним направлением работы учителя по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста является учет той ситуации, в которой взаимодействуют между собой учащиеся. Наиболее успешным развитие толерантности будет, если есть возможность организовать многонациональный детский коллектив, в рамках одного учебного класса. В этом случае формируя детский коллектив, развивая у детей чувство коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки, учителю предоставляется уникальная возможность одновременно воспитывать в детях толерантность. Как показывает практика, дети, которые воспитывались и обучались в условиях многонационального коллектива, обладают не просто терпимостью по отношению к людям другой веры и национальности, а истинной любовью и уважением к ним.
На основании этого, выделяют следующие критерии толерантности:
- равноправие всех людей на земле;
- взаимоуважение и доброжелательность;
- терпимость;
- сохранение и развитие культурной самобытности;
- свобода вероисповедания;
- соблюдение своих традиций и уважение традиций другой национальности и культуры;
- солидарность и сотрудничество при решении общих проблем;
- позитивная лексика при общении с людьми другой национальности.
Основные направления формирования толерантности у детей младшего школьного возраста
Основными направлениями в формировании толерантности у детей младшего школьного возраста, являются:
- Формирование необходимого поведенческого навыка.
- Непосредственное воспитание толерантности, с опорой на практическое общение с детьми разных национальностей, религии, культуры и т.д., входящих в детский коллектив.
Данные направления включаются в воспитательно-образовательную деятельность и предусматривают осуществление педагогом следующего вида работ:
- Аналитико-диагностическая – направлена на выявление исходного уровня толерантности у детей младшего школьного возраста, посредством использования совокупности диагностических методик (анкетирование, наблюдение, тестирование и т.д.).
- Познавательная – предусматривает раскрытие учащимся понятия «толерантность», посредством проведения тематических бесед, классных часов, экскурсий, конкурсов, игр и т.д. Во время данных мероприятий дети знакомятся с историей и культурой других народов. Это способствует достижению ими определенного уровня информированности об этнических и национальных особенностях других культур.
- Ценностно-ориентировочная – предусматривает ознакомление детей с различными методами и способами по разрешению межэтнических и межнациональных конфликтов. Для этого педагогом организуются диспуты, разборы конфликтных ситуаций, тематические беседы и т.д.
- Работа с родителями – подразумевает их приобщение к общеклассным делам по воспитанию толерантности у детей, которая включает проведение классных часов, родительских собраний конференций, походов.