Формирование навыков самоконтроля у младших школьников
Самоконтроль – это процесс, благодаря которому человек может управлять собственным поведением в случае противоречивого воздействия социального окружения или его собственных психических отклонений, например, склонности к навязчивым влечениям.
Начало обучения ребенка в школе – значимый переломный момент всей его жизни. Внешние признаки данного момента отмечаются в его организации, в новых обязанностях ребенка-ученика. Попав в школу, ребенок приступает к усвоению азов наиболее развитых форм общественного сознания – научных, моральных, правовых и др., связанных с теоретическим сознанием и мышлением общества. Усвоение таких азов социального сознания и духовных образований, которые им соответствуют, предполагает выполнение людьми деятельности, адекватной исторических воплощенной в них деятельности. Для детей такой деятельностью выступает учебная.
Младший школьный возраст – период формирования основных личностных качеств и психических процессов в учебной деятельности. В связи с этим, учителя начальной школы должны стремиться развивать у детей способность самостоятельно организовывать и регулировать деятельность детей. Самоорганизацию и саморегуляцию учения обеспечивает контрольная часть учебной деятельности, и именно формированием самоконтроля начинают процесс постепенной передачи ученикам элементов деятельности для самостоятельного осуществления.
Самоконтроль – важный фактор, обеспечивающий самостоятельную деятельность детей. Его назначение – своевременно предотвращать ошибки или обнаруживать уже совершенные.
Если дети продолжительное время выполняют готовые, однородные задания, используя одинаковые приемы, то у них вырабатывается привычка механического воспроизведения заученных преобразований в прямом порядке. Стремление выполнить как можно больше заданий вызывает недооценку теоретического обоснования производимых действий. В связи с этим, особое место в структуре деятельности должно быть отведено действиям самоконтроля, имеющим специфические функции. Они направлены на саму деятельность и фиксируют отношение учеников к себе в качестве субъекта деятельности, только из-за этого их направленность на решение учебных задач будет опосредованной.
Пути формирования самоконтроля в учебном процессе
При создании условий, помогающих детям накапливать опыта контроля, следует использовать комплекс постепенно усложняющихся заданий, которые стимулируют развитие итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля.
В 1 классе дети должны научиться:
- сравнивать результат своей деятельности и образец, заданный в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, которые задает учитель;
- выполнять действия в соответствии с развернутой инструкцией;
- осуществлять самопроверку в соответствии с планом из 2х пунктов;
- пользоваться для самоконтроля схемами-моделями, которые составляет учитель.
Во 2 классе детям могут быть предложены следующие задания:
- сравнивать промежуточный результат и эталон;
- перечислить последовательность действий и операций контроля;
- корректировать памятки;
- выполнить действия в соответствии с инструкцией, в которой нет некоторых звеньев;
- осуществить самопроверку по плану из 3-4 пунктов;
- принимать участие в коллективно-распределительной деятельности, направленной на составление схем и алгоритмов к правилам и определениям.
В 3 классе детям можно предложить:
- сравнивать результаты деятельности и образец, заданный через систему условий;
- составлять проверочные задания для самоконтроля;
- коллективно-распределительное составление алгоритмов;
- выполнять действия в соответствии с инструкцией с ограничениями;
- самопроверку по плану с отсутствующими звеньями;
- составление модели значимых условий деятельности под контролем учителя.
В 4 классе дети могут осуществлять:
- сличение результата деятельности и образец на основании самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
- определение состава действий и операций, а также направлений предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей;
- выполнение действий по общей инструкции;
- самопроверку по плану с отсутствующими пунктами;
- самостоятельное корректирование плана проверки;
- целенаправленную разработку общего способа контроля всех схожих задач под руководством учителя.
Иными словами, вместе с использованием определенных приемов по формированию самоконтроля, развитие данного навыка предполагает необходимость проведения ряда специальных упражнений, например, заданий, рассчитанных на уяснение связей прямых и обратных действий и операций. Специфика данных упражнений заключается в том, что ученикам приходится не только выполнять задание, но и контролировать самого себя.
Большое значение придается самоконтролю в процессе выполнения самостоятельной работы и на уроке, и дома, так как этапы ее проведения может контролировать только сам исполнитель. Любую самостоятельную работу невозможно выполнить без самоконтроля. Ученикам необходимо проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроке и дома.
Одна из форм организации самостоятельной работы, которая способствует развитию самоконтроля – творческая работа. Выполнение самостоятельной творческой работы включает следующие этапы:
- выбор формы и темы;
- поиск теоретического материала;
- подготовка и участие в проведении.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младшеклассников подчиняется определенным законам. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает в качестве самостоятельной формы деятельности, внешней по отношению к основным задачам. Постепенно, после многократного и последовательного выполнения большого количества упражнений, самоконтроль становится необходимым элементом учебной деятельности, который включается в процесс ее выполнения.