Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование самоконтроля младших школьников в процессе обучения

Формирование навыков самоконтроля у младших школьников

Определение 1

Самоконтроль – это процесс, благодаря которому человек может управлять собственным поведением в случае противоречивого воздействия социального окружения или его собственных психических отклонений, например, склонности к навязчивым влечениям.

Начало обучения ребенка в школе – значимый переломный момент всей его жизни. Внешние признаки данного момента отмечаются в его организации, в новых обязанностях ребенка-ученика. Попав в школу, ребенок приступает к усвоению азов наиболее развитых форм общественного сознания – научных, моральных, правовых и др., связанных с теоретическим сознанием и мышлением общества. Усвоение таких азов социального сознания и духовных образований, которые им соответствуют, предполагает выполнение людьми деятельности, адекватной исторических воплощенной в них деятельности. Для детей такой деятельностью выступает учебная.

Младший школьный возраст – период формирования основных личностных качеств и психических процессов в учебной деятельности. В связи с этим, учителя начальной школы должны стремиться развивать у детей способность самостоятельно организовывать и регулировать деятельность детей. Самоорганизацию и саморегуляцию учения обеспечивает контрольная часть учебной деятельности, и именно формированием самоконтроля начинают процесс постепенной передачи ученикам элементов деятельности для самостоятельного осуществления.

Замечание 1

Самоконтроль – важный фактор, обеспечивающий самостоятельную деятельность детей. Его назначение – своевременно предотвращать ошибки или обнаруживать уже совершенные.

Если дети продолжительное время выполняют готовые, однородные задания, используя одинаковые приемы, то у них вырабатывается привычка механического воспроизведения заученных преобразований в прямом порядке. Стремление выполнить как можно больше заданий вызывает недооценку теоретического обоснования производимых действий. В связи с этим, особое место в структуре деятельности должно быть отведено действиям самоконтроля, имеющим специфические функции. Они направлены на саму деятельность и фиксируют отношение учеников к себе в качестве субъекта деятельности, только из-за этого их направленность на решение учебных задач будет опосредованной.

«Формирование самоконтроля младших школьников в процессе обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Пути формирования самоконтроля в учебном процессе

При создании условий, помогающих детям накапливать опыта контроля, следует использовать комплекс постепенно усложняющихся заданий, которые стимулируют развитие итогового, пооперационного и прогнозирующего самоконтроля.

В 1 классе дети должны научиться:

  • сравнивать результат своей деятельности и образец, заданный в материальной форме;
  • воспроизводить состав контрольных действий и операций, которые задает учитель;
  • выполнять действия в соответствии с развернутой инструкцией;
  • осуществлять самопроверку в соответствии с планом из 2х пунктов;
  • пользоваться для самоконтроля схемами-моделями, которые составляет учитель.

Во 2 классе детям могут быть предложены следующие задания:

  • сравнивать промежуточный результат и эталон;
  • перечислить последовательность действий и операций контроля;
  • корректировать памятки;
  • выполнить действия в соответствии с инструкцией, в которой нет некоторых звеньев;
  • осуществить самопроверку по плану из 3-4 пунктов;
  • принимать участие в коллективно-распределительной деятельности, направленной на составление схем и алгоритмов к правилам и определениям.

В 3 классе детям можно предложить:

  • сравнивать результаты деятельности и образец, заданный через систему условий;
  • составлять проверочные задания для самоконтроля;
  • коллективно-распределительное составление алгоритмов;
  • выполнять действия в соответствии с инструкцией с ограничениями;
  • самопроверку по плану с отсутствующими звеньями;
  • составление модели значимых условий деятельности под контролем учителя.

В 4 классе дети могут осуществлять:

  • сличение результата деятельности и образец на основании самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
  • определение состава действий и операций, а также направлений предстоящей деятельности с анализом субъективных трудностей;
  • выполнение действий по общей инструкции;
  • самопроверку по плану с отсутствующими пунктами;
  • самостоятельное корректирование плана проверки;
  • целенаправленную разработку общего способа контроля всех схожих задач под руководством учителя.

Иными словами, вместе с использованием определенных приемов по формированию самоконтроля, развитие данного навыка предполагает необходимость проведения ряда специальных упражнений, например, заданий, рассчитанных на уяснение связей прямых и обратных действий и операций. Специфика данных упражнений заключается в том, что ученикам приходится не только выполнять задание, но и контролировать самого себя.

Большое значение придается самоконтролю в процессе выполнения самостоятельной работы и на уроке, и дома, так как этапы ее проведения может контролировать только сам исполнитель. Любую самостоятельную работу невозможно выполнить без самоконтроля. Ученикам необходимо проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроке и дома.

Одна из форм организации самостоятельной работы, которая способствует развитию самоконтроля – творческая работа. Выполнение самостоятельной творческой работы включает следующие этапы:

  • выбор формы и темы;
  • поиск теоретического материала;
  • подготовка и участие в проведении.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младшеклассников подчиняется определенным законам. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает в качестве самостоятельной формы деятельности, внешней по отношению к основным задачам. Постепенно, после многократного и последовательного выполнения большого количества упражнений, самоконтроль становится необходимым элементом учебной деятельности, который включается в процесс ее выполнения.

Дата последнего обновления статьи: 26.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot