Сущность и особенности пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста, а также этапы их формирования
Пространственные представления – это представления о пространственных отношениях и свойствах, форме, величине и относительном расположении объектов.
Пространственные представления включают в себя следующие категории: размер, форма, объем, расположение, протяженность, расстояние и многие другие.
Пространственные представления у ребенка среднего дошкольного возраста предполагают наличие ряда умений:
- Определение нахождения предмета относительно окружающих его объектов.
- Определение расположение предмета относительного своего положения.
- Определение расположения предметов относительно друг друга и их пространственные отношения.
- Умение по устному указанию взрослого совершать необходимые действия, ориентироваться в пространстве.
- Самостоятельно осуществлять характеристику пространственной размеренности объектов.
Развитие пространственных представлений начинается самостоятельно в период раннего возраста и постепенно проходит несколько этапов.
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста:
- 1 Этап – включает в себя овладением ориентированием самого себя, изучением своих частей и их расположение. Данные навыки являются основной для последующего успешного формирования пространственных представлений.
- 2 Этап – ориентирование уже не только относительно себя, но и относительно других предметов и объектов, то есть комплексное ориентирование в пространстве.
- 3 Этап – словесное определение направления и расположения предметов и самого себя в пространстве.
- 4 Этап – ребенок активно применяет свои пространственные представления на практике, совершенствует и расширяет их.
Таким образом, формирование пространственных представлений достаточно длительный по времени процесс, который на каждом возрастном этапе имеет свою специфику и требует особенную педагогическую помощь и руководство.
Особенности пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста:
- Ориентировка в основном осуществляется на основании ощущения своего тела и его расположения в пространстве.
- Сложности в определении правой и левой руки, так как в основе определения лежит, что правой является та рука, которая больше работает, а у средних дошкольников зачастую еще не выделена «главная рука».
- При определении расположения предмета, который находится к ребенку лицом, ему необходимо мысленно встать на место предмета.
- Дети среднего дошкольного возраста лучше ориентируются в статике, в движении они испытывают некоторые затруднения.
- Легче определить пространственное отношение у тех предметов, которые находятся ближе к ребенку.
Методические основы формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Основная задача работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста пространственных представлений – совершенствование опыта различия местонахождения предметов в пространстве и создание основы для его словесного отражения, посредством использования специальных терминов.
Методическая работа должна включать в себя:
- Формирование умения ориентироваться «на себя», то есть относительно своего тела.
- Формирование умения ориентироваться относительно внешних объектов, а также уметь выделять стороны объектов.
- Овладение пространственной терминологий и умения применять ее на практике.
- Формирование умения находить «точку стояния» и определять свое пространственное расположение относительно данной точки.
- Уметь определять расположение предметов на плоскости и в трехмерном пространстве.
С целью формирования пространственных представлений у детей среднего возраста используются следующие методы, средства и приемы: экскурсии, прогулки, поездки, физические упражнения, подвижные игры и т.д.
Все программные требования, осуществляются посредством организации специальных занятий, направленных на расширение, уточнение и упорядочение пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Занятия по формированию пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста включают в себя ориентировку не только на плоскости (двухмерное пространство, на листе бумаги, плоскости), но и в трехмерном пространстве. Задача педагога состоит в том, чтобы правильно подобрать упражнения и задания, которые будут посильны детям для выполнения, обогатят и расширять их знания.
Важно в процессе занятия все подробно и терпеливо объяснять детям, сопровождая свое объяснение показом или наглядностями. Каждое теоретическое занятие следует закреплять с помощью практических действий.
Во время учебного года, упражнения и задания должны постепенно усложняться. Педагог должен обучать детей не только ориентироваться в пространстве, но и использовать собственные пространственные знания на практике.
Все получаемые детьми умения необходимо подкреплять практическими действиями до тех пор, пока они не станут навыками.
В процессе организованных занятий по формированию пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста не следует перегружать детей. Основной формой занятий является игра, которая позволяет не только узнать новое, но и закрепить полученные знания. Одной из наиболее эффективных пространственных игр, является игра в «Жмурки»,
Играя в «Жмурки» дети учатся выделять у предметов различные стороны, воспринимать различные сигналы и многое другое.
Таким образом, работа по развитию пространственных представлений у детей ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий. Реализация программных требований связана с разработкой системы упражнений, как на занятиях, так и вне их с целью совершенствования навыков ориентировки в трехмерном и двухмерном пространстве.