Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль среды в развитии ребенка дошкольного возраста

Одним из важнейших факторов эффективного воспитания и развития ребенка выступает среда, в которой оно реализовывается. Чтобы ребенок нормально всесторонне развивался, в учреждении дошкольного воспитания должно быть организовано предметно-игровое пространство. В нем ребенок сможет максимально раскрыть свой природный потенциал, занимаясь различными видами деятельности.

Определение 1

Предметно-пространственная среда – это развивающая и обучающая область деятельности ребенка, включающая материальные объекты и средства для ее организации, характеризующаяся насыщенным содержанием, большим функционалом и являющаяся увлекательной для ребенка и безопасной для его здоровья.

Содержание предметной среды, в которой находится ребенок, должно быть насыщенным и многовариативным. Это позволяет развивать ребенка в самых разнообразных направлениях, создать ему свой круг общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также достичь должного эффекта в воспитании, обучении и развитии дошкольника.

Прогрессивные идеи построения развивающей среды для дошкольников

Воспитание и развитие ребенка в современном обществе должно проходить в таких условиях, которые обеспечат нравственное и духовное формирование его личности, физиологическое развитие и поддержание нормального состояния здоровья. В этой связи формирование развивающей среды в учреждении дошкольного образования базируется на следующих идеях:

  1. Ориентация на возрастную и индивидуальную специфику развития ребенка;
  2. Формирование дифференцированной предметно-пространственной среды в зависимости от возрастной категории детей. Выделяют несколько периодов развития ребенка дошкольного возраста и соответствующих им групп: младший дошкольный возраст, средний и старший;
  3. Природосообразность воспитания детей;
  4. Знакомство с окружающей действительностью на основе наглядных представлений. Применяются методы наблюдения за объектами и процессами окружающего мира, а также наглядные пособия, отражающие характеристики реального мира;
  5. Приоритетными направлениями воспитательной работы выступают: развитие органов чувств ребенка, формирование речи, восприятия и пространственных представлений;
  6. Программа обучения и развития в ДОУ должна носить преемственный характер т.е. она должна содержать знания их всех научных областей, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему этапу его обучения;
  7. Развитие навыков и умений детей, формирование их знаний должно происходить поэтапно, на основе перехода от простого к сложному;
  8. Опора на игровую деятельность в обучении. Природный потенциал ребенка необходимо развивать с помощью правильно построенной игры. Игра наиболее эффективно мотивирует ребенка к выполнению разнообразной деятельности. Это обусловлено ее увлекательностью для детского возраста.
«Роль среды в развитии ребенка дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Принципы построения развивающей среды дошкольного учреждения

Построение развивающей среды в дошкольном учреждении ориентировано в настоящее время на реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании. Ее разработка происходит путем построения модели взаимоотношений педагога и воспитанника, включающей пространственную организацию помещений учреждения и наполнение содержанием времяпрепровождения ребенка в данном заведении. Создание такой модели происходит на базе следующих принципов:

  1. Формирование не мешающих друг другу областей для проявления детской активности внутри единого игрового пространства ДОУ. Предполагается подразделение на зоны умственной деятельности, театральной, творческой, конструктивной, деятельности с активными движениями. Это позволяет детям, объединяться в подгруппы по интересам и играть в те игры, которые отвечают их потребностям и интересам и, не мешают другим членам коллектива;
  2. Обеспечение комфортных условий индивидуальной, групповой и подгрупповой деятельности детей, исходя из их эмоционального состояния и настроения;
  3. Создание изолированных игровых зон. Предполагается построение игрового пространства по принципу: все вижу, но никому не мешаю. Среда, в которой играет ребенок должна быть безопасной для его жизни;
  4. Организация игрового пространства в помещениях, имеющих иное функциональное назначение – спальни, раздевалки, столовая, с целью создания непрерывного визуального взаимодействия между педагогом и детьми;
  5. Постоянное развитие предметно-игровой области дошкольного заведения. Освоение детьми игр приводит к необходимости усложнять их содержание и правила, чтобы развить у детей новые навыки. Содержание игр должно меняться, вместе с применением новых атрибутов игры, новых методов организации игровой деятельности;
  6. Качественный и количественный отбор игровых атрибутов. Выбранные игрушки должны быть оптимальными для уровня развития ребенка и их количество должно быть достаточным для принятия участия в игре, предусмотренного количества детей. нарушение данных пропорций может привести к ограничению развития ребенка и его дезориентации в игровой деятельности;
  7. Все игровые атрибуты должны располагаться в зоне доступности каждого ребенка;
  8. Равные положения мальчиков и девочек в игровом пространстве. Нельзя ущемлять права детей в игровом пространстве. Игра должна проходить с учетом степени интересов мальчиков и девочек.

Функциональная роль развивающей среды

Предметно-игровая среда, созданная в дошкольном заведении, выполняет следующие функции:

  • Познавательная функция – помогает ребенку освоить окружающий мир и сформировать его познавательную деятельность;
  • Коммуникативная функция – развивает навыки общения, установления контактов с различными возрастными категориями граждан;
  • Оздоровительная функция – привитие культуры здоровья, формирование двигательной активности, развитие двигательных навыков;
  • Функция практической ориентации – развивает навыки и опыт практической жизнедеятельности;
  • Творческая функция - формирует творческую направленность деятельности, помогает саморазвитию, самореализации, готовит к самовыражению;
  • Духовная функция – формирует навыки восприятия, понимания и усвоения общечеловеческих ценностей.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot