Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с умственной отсталостью
Умственно отсталые дети – это разнообразная по своему составу группа детей, объединенных в нее по признаку наличия повреждений в коре головного мозга, имеющих диффузный характер.
Подавляющее большинство детей с умственной отсталостью представлено теми, у которых умственная отсталость сформировалась в связи с различными органическими поражениями, преимущественно сложных и поздно формирующихся мозговых систем до наступления речевого развития, то есть до 2-3 лет.
Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, в первую очередь характеризующееся нарушением способностей, которые проявляются при созревании и обеспечивают общий уровень интеллекта, то есть когнитивные, речевые, моторные и способности.
Отсталость может развиваться параллельно с другим психическим или соматическим расстройством или возникать без них. При этом у детей с умственной отсталостью может наблюдаться весь спектр психических расстройств, частота которых будет в 3-4 раза выше, чем в общей популяции.
Адаптивное поведение в данном случае нарушается всегда, но в благоприятных социальных условиях, в которых обеспечивается поддержка ребенка, такое нарушение при легкой степени умственной отсталости может не иметь ярких проявлений.
Иными словами, умственная отсталость представлена качественными изменениями всей психики и всей личности в целом, которые стали результатом органического поражения ЦНС. При этом страдает не только интеллектуальная сфера, но и эмоциональная, волевая, поведенческая, физическая.
В соответствии с МКБ выделяют 4 степени проявления умственной отсталости:
- легкая – ребенок внешне не отличается от ровесников, у него сохранена механическая память и эмоционально-волевая сфера. Его внимание трудно привлечь и зафиксировать, запоминание у него медленное и непрочное;
- умеренная – дети могут изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Способны овладеть навыками самообслуживания, могут приучиться к элементарной трудовой деятельности, но не могут самостоятельно жить, им нужно постоянное руководство и контроль;
- тяжелая – познавательная деятельность ограничивается возможностью формирования простейших представлений, абстрактное мышление и обобщения им недоступны. Словарный запас ограничивается несколькими десятками слов, которых достаточно, чтобы высказать основные свои потребности;
- глубокая – практически полностью отсутствуют речь и мышление. С такой степенью умственной отсталости дети не могут ходить, имеют нарушенное строение внутренних органов, не могут выполнять действия осмысленно. Они могут произносить только несколько нечленораздельных звуков и слов, часто не понимают речь окружающих и не способны к самостоятельной жизни.
Формирование представлений об окружающем мире у детей с умственной отсталостью
Знакомство с окружающим миром – источник первых конкретных знаний и радостных переживаний, которые дети зачастую помнят всю жизнь.
Ученики с умственной отсталостью могу иметь объективную картину об окружающем мире только при помощи взрослого. У младших школьников к основным задачам ознакомления к окружающим миром относят:
- сформировать у учеников систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы;
- сформировать систему связей об окружающем мире, обеспечить правильную ориентировку ребенка в мире;
- развить познавательную деятельность младшего школьника при ознакомлении с окружающем мире.
Знания и представления об окружающем мире у младших школьников с умственной отсталостью существенно ограничены и примитивны. Они не могут сообщить никаких сведений о своей семье. Зная свое имя, они часто не знают имен родителей, дату своего рождения, домашний адрес, не могут сказать, с кем они живут.
На основании приобретенных знаний об окружающем мире формируется миропонимание детей, то есть оно представляет составную часть человеческого мировоззрения, выражая отношение человека или целостного общества к природе.
Значительное внимание в формировании представлений об окружающем мире и соответствующих современному уровню представлений о природе, уделяется современной олигофренопедагогикой. Обязательный компонент образования и воспитания детей – усвоение или систематических и последовательных знаний об окружающем природном мире.
Использование наглядных средств, для создания у учеников начальной школы образных представлений, для формирования понятий, понимания отвлеченных связей и зависимостей – важнейшие положения дидактики.
В процессе изучения природы особое значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. Наглядное обучение предполагает обучение с использованием средств наглядности и технических средств.
Для детей с умственной отсталостью психологические функции наглядных средств обучения представлены:
- сигнально-информативной функцией;
- носительством образа;
- стимулированием всех анализаторов в деятельности;
- иллюстрацией и демонстрацией.
Использовать символьную наглядность в работе с детьми с умственной отсталостью практически невозможно, так как большинство учеников просто не понимают этот вид наглядности.
Наибольшего эффекта при работе у учениками с легкой степенью умственной отсталости можно достичь используя наглядные и практические методы обучения. Они базируются на практической деятельности учеников. Благодаря практическим методам ученикам легче понять изучаемый материал, сформировать умения и навыки.