Познавательные УУД: понятие и особенности формирования в младшем школьном возрасте
Универсальные учебные действия (УУД)– это навыки обучения, усвоения знаний, их закрепления и активного практического применения для познавательной деятельности, личностного и культурного становления индивида.
Познавательные УУД – это комплекс действий и навыков учащегося в области получения знаний и навыков, их активного усвоения, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формирование познавательных УУД в начальной школе является приоритетным направлением образовательного процесса. Это обусловлено тем, что формирование навыков и способностей к обучению должно происходить с начала обучения в школе, чтобы на следующих этапах избежать проблем с умением самостоятельно учиться и добывать информацию.
Познавательные универсальные учебные действия состоят из следующих компонентов:
- Действия общенаучной направленности. Сюда входят и социально-предметные направления деятельности.
- Логические действия, с опорой на знаковые и символические действия.
- Навыки выявления проблемы и умения нахождения способа их решения и сам процесс решения проблем.
Познавательные УУД необходимы для того, чтобы учащиеся могли найти необходимую информацию, умели анализировать данные, формулировать гипотезы и утверждения, использовать информацию в различных формах: текстовую, графическую, табличную, схематичную, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность, сопоставлять, сравнивать, моделировать, находить нестандартные варианты решений стандартных задач.
УУД формируются в процессе обучения в начальной школе различными способами.
Особенностями их формирования в младшем школьном возрасте являются:
- Повышенные требования к развитию мотивационной сферы личности в этом возрастном периоде;
- Необходимость усвоения больших объемов новой информации приводит к переутомлению учащихся;
- Новый социальный этап развития личности младшего школьника требует особого подхода к развитию познавательной заинтересованности и получению новых познавательных умений;
- Необходимость использования таких приемов и технологий обучения, которые способствуют развитию самоутверждения, формирует мотивацию к познанию.
Все эти параметры обуславливают использование игровых методов обучения в начальной школе.
Игра как средство развития познавательных УУД в начальной школе
Самым актуальным и эффективным средством формирования УУД в начальной школе является игра. Она занимает приоритетную позицию в сознании младшего школьника. Ребенок желает играть. Поэтому игра должна быть построена таким образом, чтобы активизировать все стороны деятельности ребенка, формировать его познавательную мотивацию и способствовать развитию УУД.
Сама игра относится к личностным УУД. Ее использование на учебных занятиях в младших классах помогает сформировать у ребенка настойчивость, развивает желание достичь успеха, самоутверждает и саморазвивает учащегося.
Именно в игровой деятельности происходит активизация мыслительной работы, развиваются навыки планирования и прогнозирования, умение выбирать из нескольких альтернативных вариантов.
Использование игровых технологий в начальной школе нацелено на формирование мотивации к обучению, развитию интереса и потребности в учебных занятиях. В этой связи, игровые технологии являются действенным средством развития познавательных УУД.
В процессе игровой деятельности познавательные УУД формируются через развитие у ребенка любознательности и активизации творческих способностей.
Формирование познавательных УУД требует формирования высших психических функций организма: внимания, памяти, воображения. Эти процессы активно развиваются и обосабливаются именно в младшем школьном возрасте. Память в этот период становится произвольной и выступает фундаментом развития познавательных УУД. Развитие памяти, мышления, логики, воображения наиболее успешно реализуется при организации занятий в игровой форме.
Система организации игровой деятельности, ориентированной на развитие познавательных УУД
В ходе игрового занятия происходит активизация физической и умственной активности учащегося. Ребенок расслабляется и не осознает, что в игре происходит активная работа его психических процессов, мышления и интеллекта.
Развитие познавательных универсальных учебных действий предполагает разработку таких форм занятий, таких игр, которые будут содержать компонент исследования, проведения экспериментов, поиск информации по конкретному направлению, ее отбор и обработку, построение моделей и иные направления работы с информационными ресурсами. Это обуславливает необходимость чередования подвижной игровой деятельности с интеллектуальными играми т.е. можно организовать активную двигательную деятельность – прыжки, бег, соревнования по сбору информации, дополнив его заданиями, требующими спокойного сидения за партами и поиска отгадки, служащей ключом к решению, поставленной проблемы или ответом на вопрос и т.д.
Чтобы игровая деятельность была продуктивной т.е. способствовала формированию познавательных УУД, необходимо соблюдать ряд условий ее организации. К ним относятся:
- Наличие эмоционального компонента и эмоционального взаимодействия при осуществлении игровой деятельности;
- Естественность игры;
- Индивидуальный подход к реализации игрового действия. Игра должна отвечать потребностям, возрастным, физическим и психическим особенностям развития каждого учащегося;
- Использование игр педагогической направленности. Не следует включать в игру психологические тренинги и иные занятия психологической ориентации;
- Обязательное использование мультимедийных средств при организации игр. Они повышают интерес учащихся к игре;
- Включение в игру разнородных направлений исследования;
- Временной период игрового действия недолжен превышать 30-40 минут;
- Использование подвижных и сюжетно-ролевых игр в обучении.