Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование познавательных УУД у младших школьников через организацию игровой деятельности

Познавательные УУД: понятие и особенности формирования в младшем школьном возрасте

Определение 1

Универсальные учебные действия (УУД)– это навыки обучения, усвоения знаний, их закрепления и активного практического применения для познавательной деятельности, личностного и культурного становления индивида.

Познавательные УУД – это комплекс действий и навыков учащегося в области получения знаний и навыков, их активного усвоения, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Формирование познавательных УУД в начальной школе является приоритетным направлением образовательного процесса. Это обусловлено тем, что формирование навыков и способностей к обучению должно происходить с начала обучения в школе, чтобы на следующих этапах избежать проблем с умением самостоятельно учиться и добывать информацию.

Познавательные универсальные учебные действия состоят из следующих компонентов:

  1. Действия общенаучной направленности. Сюда входят и социально-предметные направления деятельности.
  2. Логические действия, с опорой на знаковые и символические действия.
  3. Навыки выявления проблемы и умения нахождения способа их решения и сам процесс решения проблем.

Познавательные УУД необходимы для того, чтобы учащиеся могли найти необходимую информацию, умели анализировать данные, формулировать гипотезы и утверждения, использовать информацию в различных формах: текстовую, графическую, табличную, схематичную, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность, сопоставлять, сравнивать, моделировать, находить нестандартные варианты решений стандартных задач.

УУД формируются в процессе обучения в начальной школе различными способами.

Особенностями их формирования в младшем школьном возрасте являются:

  1. Повышенные требования к развитию мотивационной сферы личности в этом возрастном периоде;
  2. Необходимость усвоения больших объемов новой информации приводит к переутомлению учащихся;
  3. Новый социальный этап развития личности младшего школьника требует особого подхода к развитию познавательной заинтересованности и получению новых познавательных умений;
  4. Необходимость использования таких приемов и технологий обучения, которые способствуют развитию самоутверждения, формирует мотивацию к познанию.
«Формирование познавательных УУД у младших школьников через организацию игровой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все эти параметры обуславливают использование игровых методов обучения в начальной школе.

Игра как средство развития познавательных УУД в начальной школе

Самым актуальным и эффективным средством формирования УУД в начальной школе является игра. Она занимает приоритетную позицию в сознании младшего школьника. Ребенок желает играть. Поэтому игра должна быть построена таким образом, чтобы активизировать все стороны деятельности ребенка, формировать его познавательную мотивацию и способствовать развитию УУД.

Сама игра относится к личностным УУД. Ее использование на учебных занятиях в младших классах помогает сформировать у ребенка настойчивость, развивает желание достичь успеха, самоутверждает и саморазвивает учащегося.

Замечание 1

Именно в игровой деятельности происходит активизация мыслительной работы, развиваются навыки планирования и прогнозирования, умение выбирать из нескольких альтернативных вариантов.

Использование игровых технологий в начальной школе нацелено на формирование мотивации к обучению, развитию интереса и потребности в учебных занятиях. В этой связи, игровые технологии являются действенным средством развития познавательных УУД.

В процессе игровой деятельности познавательные УУД формируются через развитие у ребенка любознательности и активизации творческих способностей.

Формирование познавательных УУД требует формирования высших психических функций организма: внимания, памяти, воображения. Эти процессы активно развиваются и обосабливаются именно в младшем школьном возрасте. Память в этот период становится произвольной и выступает фундаментом развития познавательных УУД. Развитие памяти, мышления, логики, воображения наиболее успешно реализуется при организации занятий в игровой форме.

Система организации игровой деятельности, ориентированной на развитие познавательных УУД

В ходе игрового занятия происходит активизация физической и умственной активности учащегося. Ребенок расслабляется и не осознает, что в игре происходит активная работа его психических процессов, мышления и интеллекта.

Развитие познавательных универсальных учебных действий предполагает разработку таких форм занятий, таких игр, которые будут содержать компонент исследования, проведения экспериментов, поиск информации по конкретному направлению, ее отбор и обработку, построение моделей и иные направления работы с информационными ресурсами. Это обуславливает необходимость чередования подвижной игровой деятельности с интеллектуальными играми т.е. можно организовать активную двигательную деятельность – прыжки, бег, соревнования по сбору информации, дополнив его заданиями, требующими спокойного сидения за партами и поиска отгадки, служащей ключом к решению, поставленной проблемы или ответом на вопрос и т.д.

Чтобы игровая деятельность была продуктивной т.е. способствовала формированию познавательных УУД, необходимо соблюдать ряд условий ее организации. К ним относятся:

  1. Наличие эмоционального компонента и эмоционального взаимодействия при осуществлении игровой деятельности;
  2. Естественность игры;
  3. Индивидуальный подход к реализации игрового действия. Игра должна отвечать потребностям, возрастным, физическим и психическим особенностям развития каждого учащегося;
  4. Использование игр педагогической направленности. Не следует включать в игру психологические тренинги и иные занятия психологической ориентации;
  5. Обязательное использование мультимедийных средств при организации игр. Они повышают интерес учащихся к игре;
  6. Включение в игру разнородных направлений исследования;
  7. Временной период игрового действия недолжен превышать 30-40 минут;
  8. Использование подвижных и сюжетно-ролевых игр в обучении.
Дата последнего обновления статьи: 13.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot