Познавательный интерес – это побуждение личности к осознанному восприятию знаний, эмоциональная заинтересованность в познании, освоении чего-то нового, интеллектуальном развитии.
Познавательный интерес отражает непрерывное желание и стремление личности к познанию. Поэтому, познавательный интерес необходимо развивать и поддерживать. Его развитие осуществляется на всех учебных дисциплинах.
Чтобы активизировать у учащихся интерес к познанию, заинтересовать их в обучении требуется предоставить возможность в проявлении самостоятельности и инициативности, используя методы активного обучения.
На уроках математике происходит активное развитие мыслительных процессов, поэтому, особенно актуально стимулировать формирование познавательного интереса учащихся.
Условия формирования познавательного интереса учащихся на уроках математики
Развитие познавательной заинтересованности учащихся реализуется с учетом некоторых условий, которые подразделяются на следующие группы:
- Содержание учебного материала. Чтобы заинтересовать учащихся в познании дисциплины математика, необходимо представлять содержание учебной программы в интересной и увлекательной форме. Для этого учитывается возраст учащихся и тематическое направление исследования. Учащимся даются задачи повышенной трудности, требующие активизации логики для их решения. Это приводит к тому, что решение данных задач вызывает чувство гордости и удовлетворения у учащихся, а следовательно, стимулирует их к познанию. Предмет необходимо обогащать новыми данными, историческими сведениями, а также применять интересные методы преподнесения нового материала, методы решения задач и проведения математических исследований.
- Организация учебного процесса. Сюда входят формы и методы реализации обучения по дисциплине «математика», а именно: построение учебных занятий, домашние задания, стадии прохождения урока и включение в него исследовательской деятельности, интересная организация уроков и домашних заданий, творческие и проектные математические работы.
- Система отношений между педагогом и учащимся. Сюда входит мастерство педагога, его квалификация, профессионализм, творческий подход к делу, а также личностные особенности развития учащихся: математические природные задатки, увлечение предметом, стремления родных и близких, желающих, чтобы их ребенок достиг успехов в математике. Если педагог излагает материал интересно, если он имеет авторитет в коллективе учащихся, то у них будет развиваться желание посещать данный урок и познавать его. Позитивные взаимоотношения с педагогом, его уверенность и мастерство развивают у детей интерес и желание к предмету, который он преподает.
познавательной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Методы активизации познавательной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технология преподавания нового материала на уроках математики
Чтобы учащимся было интересно на уроках, чтобы новый материал воспринимался результативно и формировался интерес к познанию, педагогу необходимо тщательно организовать преподавание новой темы. Для этого, применяется ряд методов и приемов в обучении, способствующих формированию познавательной заинтересованности учащихся, проявлению у них желания изучать математику. К ним относятся:
- Разделение темы на подтемы. Если тема урока является достаточно объемной по своему содержанию, то ее необходимо разделить на подтемы, чтобы учащиеся легче воспринимали новый материал и делали это постепенно;
- Использование наглядного материала. Все, что рассказывается педагогом должно иметь наглядное подтверждение. Наглядное восприятие информации способствует ее лучшему усвоению и делает урок более интересным. Можно применять презентации на интерактивных досках, графики, схемы, рисунки, карточки и др.;
- Метод проектов. Они основываются на создании проблемной ситуации. В математике таких ситуаций большинство. Применение метода требует учета уровня умственного развития учащихся и их потенциальных математических способностей;
- Применение исторического материала. Сюда входит рассказ, повествование об ученом, открывшем какой-то математический закон, истории его жизни и становления, как ученого, история математического открытия, появления какого-то термина и т.д.;
- Применение дидактических игр. Теорию по математике можно построить в виде дидактического стихотворения или игрового процесса. Это активизирует интерес к познанию, поскольку урок становится более увлекательным для ребенка.
Отработка практических математических навыков посредством решения задач
Усвоение теории по математике не имеет должного познавательного эффекта без практической отработки. Поэтому, в ходе обучения на уроках математики применяются разнообразные задачи, которые предоставляются в интересной, необычной форме, чтобы активизировать интерес учащихся.
Для этих целей применяются следующие приемы:
- Терминологические диктанты – необходим для закрепления математических понятий и терминов;
- Игры в слова – прием используется для того, чтобы упростить восприятие теоретических математических данных, освоить значение терминов;
- Применение карточек – используются адаптационные, тренировочные, информационные карточки. Каждая карточка ориентирована на демонстрацию информации учащимся, представление какого-то задания или упражнения, инструктирование по выполнению задания;
- Задачи с указаниями – задачи с подсказками решения, помогающие учащимся быстрее найти вариант решения задачи и решить ее. Это увлекает детей;
- Игры на отработку навыков вычислений. Вычислению, лучше всего, обучать детей в игровой форме. Детям интереснее умножать, делить, складывать и вычитать не простые числа, а какие-то объекты: сказочных героев, животных, птиц. Хорошо, если игра дополняется выполнением физического действия: хлопками, топаньем или содержит соревновательный компонент;
- Занимательные задачи – задания, требующие поиска нестандартного решения, даются в шутливой, веселой форме.