Этапы развития поликультурного образования
Поликультурное образование – это система образования, ориентированная на подготовку учащихся к приспособлению к жизни в многонациональном и поликультурном социуме.
Функционирование такой образовательной системы нацелено на развитие способностей строить коммуникативные связи и взаимодействовать с людьми различных народностей, наций, вероисповеданий, мировоззренческих идеологий. Развитие толерантности является важным и значимым качеством в современном обществе.
образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Поликультурное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Становление поликультурного образования в постсоветский период прошло следующие стадии становления и развития.
Первый этап охватывает период начала 90-х годов 20-го столетия. В этот период, культура стала рассматриваться как совокупность разного рода достижений в духовной и материальной сфере каждого отдельного народа или нации. В 1992 году был принят первый «Закон об образовании РФ». В нем еще не было указано, что образование России является поликультурным, хотя оно рассматривалось таковым. Его субъектами считались этносы, и соответственно образование являлось этнокультурным, предполагающим защиту и обеспечение прав всех национальных культур, имеющихся на территории страны. Немного позднее была разработана «Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России».
В ней были прописаны основные направления политики в образовательной сфере и задачи образования поликультурного характера, предполагающие усвоение культурных ценностей своего народа и развитие уважительного отношения к культуре других стран и народностей, изучение культурных традиций различных народов, принятие лучших черт каждой.
Поликультурное образование характеризуется гуманистической направленностью. Оно приобщает учащихся к мировой культуре, способствует развитию процессов глобализации.
Второй этап приходится на конец 90-х годов – начало 2000 г. в этот период происходит уход от мономерного понимания народа, как единого организма. В этот период происходит развитие полисоциокультурного образования. Оно основывалось на поликультурной образовательной системе, признающей наличие множество социальных групп в рамках одной народности, с отличительными чертами и своеобразными традициями. Образование было нацелено на разрешение проблем построения взаимоотношений между людьми, имеющих гуманистическую направленность.
Третий этап приходится на период начала 2000 – х годов. В это время культура рассматривается как персональный опыт человеческого существования. Это означает, что каждая личность занимается созданием своей собственной культуры т.е. участвует в процессе культуротворчества и занимается интеграцией различных культур. Дальнейшее развитие поликультурного образование было связано с принятием «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и «Концепции развития поликультурного образования в России в 2010 году».
Согласно этим концепциям, развитие личности гражданина РФ ориентировано на формирование гражданской идентичности, усвоение культурных ценностей своей страны, народа, принятие культурной значимости и культурного исторического наследия своей страны.
Основные принципы системы поликультурного образования
Поликультурное образование основывается на следующих ведущих принципах:
- Принцип полилингвальности – ориентация на овладение несколькими языками. В учебных заведениях изучается государственный язык, плюс в зависимости от региона в обязательную программу освоения может быть включен еще один язык, а также один или несколько иностранных языков;
- Принцип преемственности – передача культурных ценностей и обычаев между поколениями, организуется межкультурное сотрудничество и взаимодействие;
- Принцип целостности- сохранение единого культурного и образовательного пространства страны;
- Принцип гуманизации – гуманистическая направленность образования. Обучение и воспитание нацелено на социализацию личности, ее всестороннее развитие, формирование основных нравственных и духовных качеств. Также, образовательная система носит светский характер;
- Принцип научности – содержание образовательных программ носит научную ориентацию, как и принципы воспитания;
- Принцип дифференциации – возможность выбора направления в образовании, исключение унификации и ассимиляции;
- Принцип креативности – развитие личности и ее адаптация к социальной среде, раскрытие творческого потенциала, подготовка к самореализации и культурному саморазвитию;
- Принцип этической актуальности – развитие личности, наделенной культурным и национальным достоинством;
- Принцип объемности – формирование целостного представление о мироустройстве, включение в образовательную программу этнокультурного аспекта и региональной ориентации, исследование мира в его историческом контексте развития, а также в рамках отдельного края, региона и страны в целом, отдельной семьи и родного дома.
Целевое назначение поликультурного образования
Целевое назначение формирования поликультурной направленности образования зависит от реформирования и общей стратегии развития системы образования страны. Постановка цели базируется на принципе установки баланса между социальными, этнокультурными и национальными интересами граждан. Помимо целей функционирования системы образования в целом, перед поликультурным образованием ставятся цели особого назначения. К ним относятся:
- Становление и развитие гармоничной и разносторонней личности, наделенной навыками творческой самореализации, способной к этнокультурной и гражданской самодостаточности и самоопределению, путем усвоения культурных, национальных и мировых культурных ценностей;
- Прием, сохранение, обработка и передача культурных ценностей между поколениями, усвоение родного языка, обычаев и традиций своей нации и этноса;
- Развитие гражданской идентичности и поликультурности в многонациональном государстве;
- Поддержание единства и взаимодействия этнокультурных классов в экономическом, политическом, историческом, культурном пространстве страны;
- Формирование качественной и продуктивной образовательной среды страны, воспитание молодежи, способной к существованию в поликультурной среде и полилингвальном мире.