Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование основ исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Определение 1

Исследовательская деятельность – это специально построенная система организации обучения, ориентированная на познание учащимися, раскрытие их творческого потенциала, формирование навыков использования творческого подхода в решении различных учебных задач, реализуемая в виде организации научных исследований, экспериментальной работы учащихся.

Исследование является самостоятельным поиском информации, которая необходима учащемуся для решения конкретной учебной задачи. Оно способствует развитию навыков самостоятельной деятельности, умению организовать свою работу новыми способами, действовать в любой области человеческой культуры, творческих направлений деятельности, разностороннему познанию окружающего мира. Поэтому, актуально использование исследовательской деятельности с самого начала школьного обучения.

Особенности исследовательской деятельности начальной школы связаны с направляющей ролью педагога. Ему необходимо мотивировать детей на проведение исследований, направлять их деятельность, как бы, не участвуя в ней самому. Формирование интереса учащихся к процессу исследования, а не самому исследованию лежит в основу успешной исследовательской работы учащихся младших классов.

Условия эффективного использования исследовательской деятельности в начальной школе

Исследовательская деятельность используется на уроках начальной школы с целью формирования у учащихся навыков творческой активности, использования творческого подхода в различных направлениях деятельности.

Исследовательская деятельность в начальной школе может быть реализована в трех основных формах:

  • Фронтальная работа.
  • Групповая работа.
  • Индивидуальная работа.

Чтобы данный вид деятельности был продуктивным, приносил положительные результаты, позволял сформировать у младшеклассников исследовательские навыки и умения, требуется соблюдение ряда условий использования исследовательской работы на учебных занятиях. К ним относятся:

«Формирование основ исследовательской деятельности на уроках в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Систематичность проведения исследований. Они должны быть включены в учебный процесс и использоваться на уроках с определенной периодичностью.
  2. Мотивация исследовательской работы. Педагогу необходимо заинтересовать детей участием в исследовании, обозначить его положительные стороны, способность раскрыть таланты ребенка, предоставление возможностей для демонстрации себя и своих качеств, умений, творческого потенциала.
  3. Комфортный психологический микроклимат. На уроке, ребенок должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Необходимо создать условия для любой творческой активности ребенка, поощрять творческие идеи и взгляды.
  4. Доступность исследования. Исследование должно включать такие направления деятельности, которые понятны и доступны учащимся начальной школы, исходя из возрастной специфики их развития.

Исследовательская деятельность в начальной школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Исследовательская деятельность в начальной школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Соблюдение данных условий позволит сделать процесс исследования творческим и увлекательным. Дети будут стремиться к познанию через исследование, что способствует более продуктивному освоению образовательной программы начальной школы.

Система организации исследовательской работы на разных этапах обучения в начальной школе

Рассмотрим, каким же образом выстраивается исследовательская деятельность в начальной школе, каковы способы ее включения в учебные занятия в первом, втором, третьем и четвертом классе начального школьного обучения.

Для включения исследовательской деятельности в учебные занятия учащихся первых классов, необходимо использовать игровые формы построения данной деятельности. игра продолжает оставаться приоритетным направлением деятельности ребенка и привлечь его к исследованию можно только с помощью игры. На данном этапе обучения, учащиеся формируют основы организации исследования. Посредством игры даются задания по поиску информации, необходимой для проведения исследования, реализуется знакомство с последовательностью операций, осуществляемых в ходе конкретного исследования. Так, учащиеся осваивают алгоритм проведения исследования и учатся добывать информацию. Исследование в первом классе может быть проведено детьми, только частично. В основном работа носит коллективный характер, когда педагог выдвигает проблему и помогает учащимся найти способ ее решения.

Во втором классе реализуется обучение детей навыкам видения проблемы, ее постановки и проведению экспериментов для нахождения ответов на различные вопросы. Чтобы развить навыки видения и постановки проблемы, педагог дает учащимся задания, связанные с завершением неоконченного рассказа, определением правильности действий героев, распределением ролей героев между учащимися, чтобы они могли представить себе поведение данного персонажа в той или иной ситуации. На различных уроках, хорошо вводить задания, которые научать ребенка задавать вопросы. Например, можно составить небольшой рассказ, который завершается вопросом героя, но вопрос не произносить, а дать возможность учащимся отгадать, что же хотел спросить герой или дать детям возможность составить вопросы, которые могут задать разнообразные домашние животные или какие-то люди в конкретной ситуации. В данном направлении хорошо развивать у детей навыки мысленного экспериментирования. Для этого, можно задавать вопросы на размышления. Например, на уроках окружающего мира можно спросить: «Что произойдет, если летом пойдет снег?». Это развивает критическое мышление учащихся.

В третьем и четвертом классе начинается работа над созданием индивидуальных исследовательских проектов. Для этого, создается поэтапная работа над проектом:

  • Определяется тема исследования. Она вытекает из наличия какой-то проблемы при изучении учебного материала или проявления интереса ребенка к чему-то;
  • Определяется целевое назначение исследования. Цель должна быть простой и понятной ребенку и отвечать выбранной теме исследования;
  • Выдвижение гипотезы. Учащийся выдвигает предположение о том, как можно решить данную проблему;
  • Определение методов исследования. Как правило, в начальной школе, используются простые методы исследовательской работы: наблюдение, поиск литературы, опросы;
  • Поиск информации по теме исследования. Дети собирают все данные, которые касаются данной темы, все, что может пригодиться им в работе;
  • Проведение исследования и анализ его итогов;
  • Представление результатов исследовательской работы. Учащиеся готовят мини-отчет по проделанной работе и представляют ее перед классом, демонстрируя свои достижения и полученный опыт.
Дата последнего обновления статьи: 28.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot