Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая зоркость и факторы ее формирования

Замечание 1

Орфографическая зоркость – это навык видения орфограммы при написании слов и предложений. Такой навык необходим для тех случаев письменной речи, когда имеется выбор в написании букв при едином произношении.

Орфографическую зоркость необходимо формировать с начального этапа обучения детей письменной речи, поскольку она помогает в развитии орфографии и грамматики учащихся. Орфографическая грамотность необходима каждому ребенку. Она отражает полноценное и гармоничное развитие его личности. А освоение грамоты в начальной школе упростит обучение на его дальнейших этапах и поможет в профессиональном выборе и обучении.

На формирование орфографической зоркости младшего школьника оказывает воздействие ряд факторов. К ним относятся:

  1. Визуальное восприятие. Если ребенок записывает слово неверно, делая в нем орфографическую ошибку, то необходимо совершить проверку написанного. Иначе, визуальное восприятие сработает не в его пользу. Визуальные образы имеют особенность длительного сохранения в памяти. Графический образ с ошибкой зафиксируется ребенком и, каждый раз, прописывая это слово, будет всплывать в его памяти, а значит ошибка будет повторяться. На удаление визуального образа из памяти придется потратить много времени и сил;
  2. Слуховое восприятие. Оно играет не менее важную роль в усвоении орфографии, чем визуальное восприятие. Ребенок пишет то, что он слышит, т.е. воспринимает на слух. Поэтому, педагогу необходимо правильно проговаривать слова, использовать упражнения для развития фонематического слуха, а ребенок активизировать работу слуховых органов, тщательное слушая и слыша сказанное;
  3. Моторные функции. Моторика рук, совершение движений является необходимым условием формирования орфографической зоркости. Совершая руками движения при написании слов происходит формирование графического образа текста, букв в сознании ребенка. В дальнейшем, этот графический образ будет всплывать в сознании при написании слова;
  4. Проговаривание. Чтобы научиться верно писать, соблюдая орфографическую правильность, требуется проговаривать то, что собираешься написать. Ребенка необходимо научить предварительному проговариванию слов, многократному их повторению.
«Формирование орфографической зоркости у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные методы развития орфографической зоркости, используемые в начальной школе

В эффективном развитии орфографической зоркости младшего школьника важную роль играет выбор метода формирования этого навыка. Обязательно необходимо учитывать специфику развития младших школьников, обусловленную индивидуальными и возрастными показателями, уровень их языковой подготовки и учебный материал, который уже был изучен.

Выбор методов развития орфографической зоркости производится при изучении разных курсов и тем программы по русскому языку.

Рассмотрим несколько основных методов, способствующих эффективному формированию орфографической зоркости:

  1. Метод языкового анализа и синтеза. Этот метод состоит в проведении звукового и буквенного анализа, развитии умений определять значения слов, знать их смысловую характеристику, находить орфограммы в словах и проверять их, проводить проверку падежных окончаний и синтаксический анализ предложений. Синтез может проводиться на уровне звукового и буквенного состава слова, его склонений и спряжений. В качестве упражнений этого метода можно выделить задания на интонационное выделение звуков из слова, разделение гласных и согласных звуков, постановку ударения.
  2. Методы запоминания. Они предполагают использование специальных словарей русского языка или ведение собственного, а также написание слов и текстов под диктовку, письмо по памяти и списывание. Списывание может быть простым, выборочным, с каким-то конкретным орфографическим заданием.
  3. Методы решения грамматико-орфографических задач. Они включают в себя разнообразные поисковые и проблемные методы, требующие развития навыков выявления проблемы, составления алгоритма ее решения, формулирование выводов. Эти методы ориентированы на развитие навыков смыслового восприятия текста, понимание значение смысловых языковых единиц. В качестве методов этой группы можно использовать различные виды диктантов, орфографическое комментирование – поиск орфограммы и пояснение ее правильного написания, письма с проговариванием. Проговаривание того, что ты пишешь, помогает в создании орфографического образа в памяти. Кроме того, проговаривание активизирует слуховое восприятие, артикуляционную память, что укрепляет запоминание правильного орфографического написания в сознании.

В начальной школе широко применяются разнообразные упражнения по русскому языку, которые должны быть логически построенными, регулярно выполняемыми и ориентированными на тренировку письменной речи и ее устного восприятия. Только так, можно достичь положительных итогов формирования орфографической зоркости.

Этапы решения орфографических задач младшими школьниками

Выполнение упражнений на развитие орфографической зоркости реализуется в несколько основных этапов. К ним относятся следующие:

  1. Выявление орфограммы в слове. Учащийся должен определить есть ли в слове буква, написание которой ставится под сомнение и имеет определенное правило своего написания.
  2. Определение видового разнообразия орфограммы. Учащийся должен определить является ли данная орфограмма проверяемой т.е. имеет ли она правило своего написания или же, она непроверяемая и является словом-исключением.
  3. Выбор метода решения проблемы, исходя из вида орфограммы. Учащемуся необходимо вспомнить правило, по которому осуществляется написание данной орфограммы, чтобы разрешить проблему выбора написания той или иной буквы.
  4. Составление порядка решения проблемы. Учащийся должен составить для себя план, по которому он будет действовать, чтобы определить правильную орфограмму слова.
  5. Действия по алгоритму. Необходимо выполнить все шаги алгоритма, чтобы решить, имеющуюся орфографическую проблему.
  6. Орфографически правильное написание слова.
Дата последнего обновления статьи: 02.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot