Орфографическая зоркость и факторы ее формирования
Орфографическая зоркость – это навык видения орфограммы при написании слов и предложений. Такой навык необходим для тех случаев письменной речи, когда имеется выбор в написании букв при едином произношении.
Орфографическую зоркость необходимо формировать с начального этапа обучения детей письменной речи, поскольку она помогает в развитии орфографии и грамматики учащихся. Орфографическая грамотность необходима каждому ребенку. Она отражает полноценное и гармоничное развитие его личности. А освоение грамоты в начальной школе упростит обучение на его дальнейших этапах и поможет в профессиональном выборе и обучении.
На формирование орфографической зоркости младшего школьника оказывает воздействие ряд факторов. К ним относятся:
- Визуальное восприятие. Если ребенок записывает слово неверно, делая в нем орфографическую ошибку, то необходимо совершить проверку написанного. Иначе, визуальное восприятие сработает не в его пользу. Визуальные образы имеют особенность длительного сохранения в памяти. Графический образ с ошибкой зафиксируется ребенком и, каждый раз, прописывая это слово, будет всплывать в его памяти, а значит ошибка будет повторяться. На удаление визуального образа из памяти придется потратить много времени и сил;
- Слуховое восприятие. Оно играет не менее важную роль в усвоении орфографии, чем визуальное восприятие. Ребенок пишет то, что он слышит, т.е. воспринимает на слух. Поэтому, педагогу необходимо правильно проговаривать слова, использовать упражнения для развития фонематического слуха, а ребенок активизировать работу слуховых органов, тщательное слушая и слыша сказанное;
- Моторные функции. Моторика рук, совершение движений является необходимым условием формирования орфографической зоркости. Совершая руками движения при написании слов происходит формирование графического образа текста, букв в сознании ребенка. В дальнейшем, этот графический образ будет всплывать в сознании при написании слова;
- Проговаривание. Чтобы научиться верно писать, соблюдая орфографическую правильность, требуется проговаривать то, что собираешься написать. Ребенка необходимо научить предварительному проговариванию слов, многократному их повторению.
Основные методы развития орфографической зоркости, используемые в начальной школе
В эффективном развитии орфографической зоркости младшего школьника важную роль играет выбор метода формирования этого навыка. Обязательно необходимо учитывать специфику развития младших школьников, обусловленную индивидуальными и возрастными показателями, уровень их языковой подготовки и учебный материал, который уже был изучен.
Выбор методов развития орфографической зоркости производится при изучении разных курсов и тем программы по русскому языку.
Рассмотрим несколько основных методов, способствующих эффективному формированию орфографической зоркости:
- Метод языкового анализа и синтеза. Этот метод состоит в проведении звукового и буквенного анализа, развитии умений определять значения слов, знать их смысловую характеристику, находить орфограммы в словах и проверять их, проводить проверку падежных окончаний и синтаксический анализ предложений. Синтез может проводиться на уровне звукового и буквенного состава слова, его склонений и спряжений. В качестве упражнений этого метода можно выделить задания на интонационное выделение звуков из слова, разделение гласных и согласных звуков, постановку ударения.
- Методы запоминания. Они предполагают использование специальных словарей русского языка или ведение собственного, а также написание слов и текстов под диктовку, письмо по памяти и списывание. Списывание может быть простым, выборочным, с каким-то конкретным орфографическим заданием.
- Методы решения грамматико-орфографических задач. Они включают в себя разнообразные поисковые и проблемные методы, требующие развития навыков выявления проблемы, составления алгоритма ее решения, формулирование выводов. Эти методы ориентированы на развитие навыков смыслового восприятия текста, понимание значение смысловых языковых единиц. В качестве методов этой группы можно использовать различные виды диктантов, орфографическое комментирование – поиск орфограммы и пояснение ее правильного написания, письма с проговариванием. Проговаривание того, что ты пишешь, помогает в создании орфографического образа в памяти. Кроме того, проговаривание активизирует слуховое восприятие, артикуляционную память, что укрепляет запоминание правильного орфографического написания в сознании.
В начальной школе широко применяются разнообразные упражнения по русскому языку, которые должны быть логически построенными, регулярно выполняемыми и ориентированными на тренировку письменной речи и ее устного восприятия. Только так, можно достичь положительных итогов формирования орфографической зоркости.
Этапы решения орфографических задач младшими школьниками
Выполнение упражнений на развитие орфографической зоркости реализуется в несколько основных этапов. К ним относятся следующие:
- Выявление орфограммы в слове. Учащийся должен определить есть ли в слове буква, написание которой ставится под сомнение и имеет определенное правило своего написания.
- Определение видового разнообразия орфограммы. Учащийся должен определить является ли данная орфограмма проверяемой т.е. имеет ли она правило своего написания или же, она непроверяемая и является словом-исключением.
- Выбор метода решения проблемы, исходя из вида орфограммы. Учащемуся необходимо вспомнить правило, по которому осуществляется написание данной орфограммы, чтобы разрешить проблему выбора написания той или иной буквы.
- Составление порядка решения проблемы. Учащийся должен составить для себя план, по которому он будет действовать, чтобы определить правильную орфограмму слова.
- Действия по алгоритму. Необходимо выполнить все шаги алгоритма, чтобы решить, имеющуюся орфографическую проблему.
- Орфографически правильное написание слова.