Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Оценка сформированности орфографических навыков у младших школьников

Формирование орфографических навыков в начальной школе

Одной из центральных проблем методики обучения орфографии является поиск эффективных методов и приёмов формирования орфографических умений и навыков у учеников. В период обучения в начальной школе формированию орфографической грамотности уделяется большое внимание, так как полученные на начальном этапе обучения представления о едином орфографическом режиме, видах орфограмм и их опознавательных признаках, складывающиеся предпосылки к становлению орфографической зоркости являются базой для последующего обучения правописанию.

Базовым понятием, которое усваивается в процессе обучения, является орфограмма. Существует несколько определений этого термина, в качестве рабочего примем следующее.

Определение 1

Орфограмма — это реализация нормативного варианта написания слова, который не является очевидным, но выбирается из ряда возможных с опорой на опознавательные признаки и условия, заданные правилом.

Замечание 1

В основе процесса обучения правописанию лежит понятие орфографического действия, под которым понимается постановка и решение орфографической задачи (поиск и обнаружение орфограммы с последующим обоснованием).

Автоматизированное орфографическое действие превращается в орфографический навык — устойчивый алгоритм применения правила.

Работа по формированию орфографических навыков носит комплексный характер и задействуют различные психофизиологические и мыслительные процессы:

  • Речеслуховые и речедвигательные образы и представления.
  • Моторную и зрительную память.
  • Операции анализа и синтеза языковых единиц (умение выделить морфемный и звуковой состав слова, дать его характеристику).
  • Навыки сознательного контроля и самоконтроля процесса письма.

Выделяется несколько этапов формирования орфографических навыков:

  1. На начальном этапе происходит ориентация учеников в условиях орфографической нормы (правила). В этот период ученики сосредоточены на решении орфографической задачи, суть которой состоит в опознании и выделении изучаемой орфограммы.
  2. В период формирования умения применять правило на практике актуализируется процесс решения орфографической задачи (определения способа её решения, выработка алгоритма и его реализация с последующей проверкой).
  3. На этапе закрепления умения автоматизируются в навыки, промежуточные операции становятся менее расчленёнными и более быстрыми.
«Оценка сформированности орфографических навыков у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формирование орфографических умений и их автоматизация достигается через систему словарно-орфографических упражнений, которые включают как традиционные репродуктивные задания (осложнённое и неосложнённое списывание, обучающий диктант, тесты), так и упражнения аналитико-синтетического характера (орфографический разбор, анализ орфографического правила, составление на его основе алгоритмов, схем, таблиц и проч.).

Оценка сформированности орфографических навыков у младших школьников

Основным показателем сформированности орфографических навыков у младших школьников служит качество их письменных работ (минимизация ошибок), умение пользоваться орфографическим словарём, способность самостоятельно найти и исправить имеющиеся в работе ошибки.

Существует система критериев, которые демонстрируют высокий уровень обученности. Они заключаются в следующих умениях:

  1. Выделять орфограмму и её опознавательные признаки.
  2. Определять позицию орфограммы в слове.
  3. Соотносить вид орфограммы с орфографическим правилом.
  4. Применять условия, заданные правилом, на практике.
  5. Осуществлять контроль написания.
  6. Находить и исправлять ошибки.

Оценка сформированности орфографических умений и навыков осуществляется в ходе текущего и итогового контроля.

Основными задачами текущего орфографического контроля являются:

  1. Выявление затруднений учеников в овладении правилом.
  2. Мониторинг процесса выполнения орфографических действий.
  3. Определение основных направлений орфографической работы на этапах повторения и обобщения.

Итоговый контроль призван продемонстрировать уровень сформированности орфографических навыков — высокий, средний или низкий — и помочь выстроить дальнейшую работу по сопутствующему повторению изученных правил и норм правописания.

Текущий орфографический контроль осуществляется на уроках закрепления и может проводиться в разных формах:

  1. Выборочный диктант — выписывание только тех слов, которые соответствуют заданным учителем условиям.
  2. Предупредительный диктант предполагает объяснений слов с орфограммами, в которых возможно ошибиться, до начала письма.
  3. Комментированный диктант — сопутствующее письму объяснение орфограмм.
  4. Графический диктант (выписываются не слова, а графические и небуквенные знаки, обозначающие условия написания).
  5. Осложнённое списывание.
  6. Исправление ошибочного написания и обоснование выбора верного.
  7. Тестовые работы (предполагают выбор правильного написания или верной буквы).
  8. Словарные диктанты.
  9. Решение орфографических ребусов, кроссвордов, загадок.

Основной формой итогового контроля является контрольный диктант или контрольная работа в форме теста.

Завершением любого контроля является работа над ошибками, которая осуществляется систематически. Для этого учитель ведёт наблюдения над характером и типом допущенных ошибок и разрабатывает систему упражнений по их коррекции и предупреждению.

Оценка сформированности орфографических навыков у младших школьников происходит в ходе всего процесса обучения орфографии и является важным условием становления орфографической грамотности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot