Понятие общественного поведения
Общественное поведение – это комплекс различных поступков и действий личности в социальной сфере, определяемых социальными факторами и социально-экономическими показателями развития общества.
Общественное поведение характеризуется обусловленностью, носит коллективный характер и является сознательным и активным направлением деятельности личности. Именно общественное поведение личности определяет его социальную адаптацию, характеризует способности построения коммуникативных связей и является первичной характеристикой индивида в качестве полноценной личности.
Общественное поведение является формой взаимосвязи человека с социальной средой его взаимодействия. Такое поведение носит целенаправленный и созидательный характер. Оно определяет иные направления деятельности личности, способствуя интеграции процессов личностного проявления и реализации.
Общественное поведение характеризует действия личности, за счет которых она принимает участие в социальной сфере, взаимодействует с другими социальными объектами и группами.
По своей структуре общественное поведение представляет собой совокупность следующих компонентов:
- Поведенческий акт – проявление поведенческих качеств в единичном измерении, характеризующем основные составные части его структуры.
- Действие – центральный элемент общественного поведения, характеризующийся сознательной направленностью проявления ответной реакции на деятельность окружающих.
- Поступок – форма поведения личности в социальной среде, отождествляющая его самостоятельный выбор целей и задач, содержания, способов и методов осуществления деятельности.
- Деяние – комплекс поступков личности, носящий общественную значимость и характеризующийся определенными результатами.
Общественное поведение личности нацелено на изменение свойств окружающей действительности и проведение социальных изменений в обществе, а также преобразований в конкретной социальной группе и изменение качеств и свойств определенной личности.
Формирование опыта общественного поведения как сердцевина воспитательного процесса
В процессе протекания воспитательной деятельности происходит формирование определенного типа личностного поведения, отвечающего требованиям текущего этапа социального развития. Для этих целей воспитание личности осуществляется посредством деятельностного подхода, в ходе которого осуществляется научное исследование окружающего мира, происходит развитие чувственной и эмоциональной стороны личности, развиваются ее потребности и формируются мотивы действий. В ходе реализации деятельности определенной направленности происходит развитие опыта личности в общественной среде, построении общественных взаимоотношений и формирование общественного поведения.
Процесс воспитания должен быть ориентирован именно на развитие деятельности, поскольку формирование убеждений и понятий не выступает отражением воспитанности личности. В этой роли могут выступать только определенные действия и поступки. Поэтому основой прохождения воспитательного процесса и его результативности выступает формирование опыта общественного поведения.
Для развития такого опыта применяется система специальных методов. Она включает в себя комплекс мероприятий и приемов, ориентированных на практическую деятельность воспитанников. Поскольку любая деятельность по своей структуре представляет собой совокупность операций и действий, то воспитательный процесс основывается на постепенном переходе от координирования операций к координированию действий, что в итоге формирует управление деятельностью.
В педагогике применяются такие методы формирования опыта общественного поведения:
- Приучение;
- Поручение;
- Упражнение;
- Педагогическое требование;
- Метод естественных последствий.
Особенности методов приучения, поручения и упражнения
Методика приучения основывается на том, что воспитанники приобщаются к конкретной, тщательно проработанной и просчитанной до мелочей организации их жизнедеятельности. Она строится по определенным правилам и законам, которые необходимо соблюдать, чтобы в итоге у них в сознании были сформированы нормы поведения в социальной среде.
Данный метод актуально применять на ранних возрастных этапах развития личности. Реализация данного метода на практике включает в себя приемы демонстрации педагогом личностной линии поведения, совершения действий и поступков в конкретных ситуациях, показ картин, чтение рассказов.
Действия учащихся должны при этом носить систематический характер, поощряться, контролироваться и иметь определенный эмоциональный окрас.
Метод приучения находится в тесной взаимосвязи с методом упражнения. В процессе приучения, воспитанник знакомится с процессами деятельности, а в процессе упражнения делают деятельность личностно значимой.
Упражнения – это комплекс различных действий учащихся, связанных с выполнением разнородных заданий.
Чтобы упражнение принесло должный воспитательный эффект, необходимо соблюдать следующие условия его организации:
- Должно выполняться систематически;
- Быть доступным и посильным для выполнения;
- Объем и содержание упражнений должны варьироваться в зависимости от возрастной и индивидуальной специфики развития учащихся;
- Быть мотивированным к выполнению;
- По итогам выполнения должен быть проведен анализ и контроль.
Поручение используется для формирования навыков выполнения положительных действий и поступков в обществе.
Поручение должно отвечать возможностям воспитанников, чтобы не развить их неуверенность в себя и отказать от выполнения положительных действий. Следует постепенно усложнять поручения, контролировать и оценивать их выполнение, проводить работу над ошибками.
Педагогическое требование и его разновидности
Педагогическое требование представляет собой методику воспитания, ориентированную на выражение норм поведения в личных отношениях, чтобы развить стимулы конкретного поведения и проявления нужных для общества свойств личности.
Педагогические требования бывают:
- Прямые – носят определенную направленность, являются точными и доступными для понимания, исключающие многовариантность толкований.
- Косвенные – основано на психологических факторах-переживаниях, стремлениях, интересах. Такие требования могут предъявляться в форме советов, игр, просьб, намеков, одобрений.
Педагогическое требование должно быть проконтролировано в обязательном порядке. Оно не должно быть особенно строгим и жестким. Оно обязательно должно быть доведено до логического завершения и отвечать возрастным особенностям развития личности ребенка.