Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование опыта общественного поведения

Понятие общественного поведения

Определение 1

Общественное поведение – это комплекс различных поступков и действий личности в социальной сфере, определяемых социальными факторами и социально-экономическими показателями развития общества.

Общественное поведение характеризуется обусловленностью, носит коллективный характер и является сознательным и активным направлением деятельности личности. Именно общественное поведение личности определяет его социальную адаптацию, характеризует способности построения коммуникативных связей и является первичной характеристикой индивида в качестве полноценной личности.

Общественное поведение является формой взаимосвязи человека с социальной средой его взаимодействия. Такое поведение носит целенаправленный и созидательный характер. Оно определяет иные направления деятельности личности, способствуя интеграции процессов личностного проявления и реализации.

Замечание 1

Общественное поведение характеризует действия личности, за счет которых она принимает участие в социальной сфере, взаимодействует с другими социальными объектами и группами.

По своей структуре общественное поведение представляет собой совокупность следующих компонентов:

  1. Поведенческий акт – проявление поведенческих качеств в единичном измерении, характеризующем основные составные части его структуры.
  2. Действие – центральный элемент общественного поведения, характеризующийся сознательной направленностью проявления ответной реакции на деятельность окружающих.
  3. Поступок – форма поведения личности в социальной среде, отождествляющая его самостоятельный выбор целей и задач, содержания, способов и методов осуществления деятельности.
  4. Деяние – комплекс поступков личности, носящий общественную значимость и характеризующийся определенными результатами.

Общественное поведение личности нацелено на изменение свойств окружающей действительности и проведение социальных изменений в обществе, а также преобразований в конкретной социальной группе и изменение качеств и свойств определенной личности.

«Формирование опыта общественного поведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формирование опыта общественного поведения как сердцевина воспитательного процесса

В процессе протекания воспитательной деятельности происходит формирование определенного типа личностного поведения, отвечающего требованиям текущего этапа социального развития. Для этих целей воспитание личности осуществляется посредством деятельностного подхода, в ходе которого осуществляется научное исследование окружающего мира, происходит развитие чувственной и эмоциональной стороны личности, развиваются ее потребности и формируются мотивы действий. В ходе реализации деятельности определенной направленности происходит развитие опыта личности в общественной среде, построении общественных взаимоотношений и формирование общественного поведения.

Процесс воспитания должен быть ориентирован именно на развитие деятельности, поскольку формирование убеждений и понятий не выступает отражением воспитанности личности. В этой роли могут выступать только определенные действия и поступки. Поэтому основой прохождения воспитательного процесса и его результативности выступает формирование опыта общественного поведения.

Для развития такого опыта применяется система специальных методов. Она включает в себя комплекс мероприятий и приемов, ориентированных на практическую деятельность воспитанников. Поскольку любая деятельность по своей структуре представляет собой совокупность операций и действий, то воспитательный процесс основывается на постепенном переходе от координирования операций к координированию действий, что в итоге формирует управление деятельностью.

В педагогике применяются такие методы формирования опыта общественного поведения:

  • Приучение;
  • Поручение;
  • Упражнение;
  • Педагогическое требование;
  • Метод естественных последствий.

Особенности методов приучения, поручения и упражнения

Методика приучения основывается на том, что воспитанники приобщаются к конкретной, тщательно проработанной и просчитанной до мелочей организации их жизнедеятельности. Она строится по определенным правилам и законам, которые необходимо соблюдать, чтобы в итоге у них в сознании были сформированы нормы поведения в социальной среде.

Данный метод актуально применять на ранних возрастных этапах развития личности. Реализация данного метода на практике включает в себя приемы демонстрации педагогом личностной линии поведения, совершения действий и поступков в конкретных ситуациях, показ картин, чтение рассказов.

Замечание 2

Действия учащихся должны при этом носить систематический характер, поощряться, контролироваться и иметь определенный эмоциональный окрас.

Метод приучения находится в тесной взаимосвязи с методом упражнения. В процессе приучения, воспитанник знакомится с процессами деятельности, а в процессе упражнения делают деятельность личностно значимой.

Упражнения – это комплекс различных действий учащихся, связанных с выполнением разнородных заданий.

Чтобы упражнение принесло должный воспитательный эффект, необходимо соблюдать следующие условия его организации:

  • Должно выполняться систематически;
  • Быть доступным и посильным для выполнения;
  • Объем и содержание упражнений должны варьироваться в зависимости от возрастной и индивидуальной специфики развития учащихся;
  • Быть мотивированным к выполнению;
  • По итогам выполнения должен быть проведен анализ и контроль.

Поручение используется для формирования навыков выполнения положительных действий и поступков в обществе.

Поручение должно отвечать возможностям воспитанников, чтобы не развить их неуверенность в себя и отказать от выполнения положительных действий. Следует постепенно усложнять поручения, контролировать и оценивать их выполнение, проводить работу над ошибками.

Педагогическое требование и его разновидности

Педагогическое требование представляет собой методику воспитания, ориентированную на выражение норм поведения в личных отношениях, чтобы развить стимулы конкретного поведения и проявления нужных для общества свойств личности.

Педагогические требования бывают:

  1. Прямые – носят определенную направленность, являются точными и доступными для понимания, исключающие многовариантность толкований.
  2. Косвенные – основано на психологических факторах-переживаниях, стремлениях, интересах. Такие требования могут предъявляться в форме советов, игр, просьб, намеков, одобрений.

Педагогическое требование должно быть проконтролировано в обязательном порядке. Оно не должно быть особенно строгим и жестким. Оно обязательно должно быть доведено до логического завершения и отвечать возрастным особенностям развития личности ребенка.

Дата последнего обновления статьи: 07.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot