Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Соотношение понятий «субъект», «индивид», «Я и общество»

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / Соотношение понятий «субъект», «индивид», «Я и общество»
Содержание статьи

Понятия субъекта и индивида

Определение 1

Субъект – это человек, выступающий в качестве носителя предметно-практической деятельности, распоряжающийся самостоятельно своими физическими, психическими и духовными силами.

Определение 2

Индивид – это человек как целостный и неповторимый представитель рода, обладающий своими психофизическими свойствами, которые выступают как предпосылки личностного развития и индивидуальности.

Божович Л.И, выделил два основных критерия сформированной человеческой личности:

  • 1-ый критерий: человек может считаться личностью, если его мотивы иерархически выстроены, то есть он может преодолевать собственные непосредственные побуждения, ради чего-то другого. Это свидетельствует о том, что человек способен к опосредованному поведению. При этом, можно предположить, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, являются социально значимыми.
  • 2-ой критерий: человек считается полноценной личностью, когда он способен к сознательному руководству собственным поведением. Такое руководство осуществляется на основании осознанных мотивов – принципов и целей.

Первый критерий отличается от второго тем, что второй предполагает сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто будет поступать нравственно, так как это поведение заложено в нем общественными нормами, а будет поступать так осознанно. Именно самосознание является отличительной чертой человека как личности.

Также критериями, определяющими человека как полноценную личность, можно считать:

  • быть личностью – значит обладать активной жизненной позицией, когда иначе человек поступать просто не может;
  • быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий из-за внутренней потребности, оценивать последствия принятых решений и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь;
  • быть личностью – значит непрерывно самосовершенствоваться, овладевать всем средствами и приемами, посредством которых возможно овладение собственным поведением и подчинением его своей воле;
  • быть личностью – значит иметь свободу выбора и нести ее бремя, а значит брать на себя ответственность за собственные действия.

Готовые работы на аналогичную тему

Социализация личности

Социализация личности – это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в процессе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводя в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе или группе.

Выделены следующие стадии социализации:

  • первичная – адаптация;
  • индивидуализация – промежуточная социализация подросткового периода, так как нет устойчивости в мировоззрении и характере подростка. Юношескому возрасту характерна устойчиво концептуальная социализация, когда идет выработка устойчивых свойств личности;
  • интеграция – протекает благополучно, когда человеческие качества приняты группой и целым обществом. Если же они не принимаются, возможно несколько путей: сохранение свой индивидуальности и агрессивное взаимодействие с обществом; изменение себя под шаблон общества; конформизм, то есть внешняя адаптация к требованиям общества;
  • трудовая стадия – занимает всю зрелость человека, всю его трудовую деятельность, когда идет не просто усвоение социального опыта, а его воспроизведение посредством активного воздействия человека не среду сквозь собственную деятельность;
  • послетрудовая социализация – пожилой возраст вносит значительную лепту в воспроизведение социального опыта, при передачи его молодому поколению.

Социальная среда и личность

Определение 3

Социальная среда – это все то, что окружает человека в его социальной жизни, конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их становления.

Социальная среда напрямую зависит от типа общественных экономических формаций, принадлежности к тому или иному классу и национальности, различий социальных слоев, бытовых и профессиональных отличий.

Обязательными условиями усвоения ребенком общественно-исторического опыта, являются:

  • общение ребенка со взрослыми, в процессе чего ребенок учится адекватной деятельности, усваивая культуру своего общества;
  • осуществление адекватной деятельности относительно предметов, являющихся продуктами исторического развития, в которой будут воспроизведены существенные выработанные обществом способы человеческой деятельности.

Человеческая жизнь и деятельность обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, но ведущая роль принадлежит социальному фактору.

Личность не только является объектом общественных отношений, испытывая сильные социальные воздействия, но и преломляет их, преобразует, так как личность постепенно начинает становиться совокупностью внутренних установок, через которые преломляются внешние воздействия социума. Таким образом, личность не только выступает объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, сознания, общения и самосознания.

Так, Адлер считал, что успешность личности в жизни определяется уровнем социального интереса – способности человека сотрудничать. На пути формирования социального интереса возникает чувство неполноценности. Оно подталкивает человека к развитию и самосовершенствованию. Однако иногда в связи с какими-то причинами чувство неполноценности становится комплексом, который делает человека неспособным бороться трудностями жизни. У других людей этот комплекс из-за свой сверх компенсации превращается в комплекс превосходства, который заставляет в любых обстоятельствах стремиться доминировать. К причинам возникновения комплекса превосходства и неполноценности относят:

  • детскую избалованность и воспитание ребенка как кумира семьи;
  • физическую неполноценность;
  • жестокое обращение, недостаток родительской любви и заботы;
  • педагогическую неграмотность родителей.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Алексей Анатольевич Шарыпов

Эксперт по предмету «Философия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис