Специфика общения детей с ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР ) – это сбои в работе всех сторон речи ребенка при отсутствии иных нарушений (нормальное интеллектуальное развитие, развитое слуховое восприятие).
У ребенка с ОНР наблюдаются проблемы с установлением коммуникативного взаимодействия в социальной среде. Это обусловлено тем, что уровень развития речи напрямую связан с коммуникативными навыками и отражает познавательную заинтересованность ребенка и его связи с окружающим миром.
При наличии у ребенка речевых патологий, выраженных общим недоразвитием речи, происходит специфичное развитие общения, обусловленное связью речевого и коммуникативного развития.
Общение детей с ОНР имеет следующие особенности:
- Проявление замкнутости. В силу того, что у ребенка имеются речевые нарушения, он не стремится к установлению социальных контактов. Он изолируется от общества, замыкается в себе;
- Проявление робости и нерешительности в общении. Ребенку сложно начать общение. Он боится быть непонятым и не решается на установление общения;
- Наличие ограниченности в установлении контактирования. Ребенок выбирает для себя ограниченный круг контактов и не стремится его расширять. Он не вступает в общение с новыми людьми, ставя между собой и ними барьеры;
- Включение в новые ситуации социального взаимодействия в замедленном темпе. Ребенок тяжело воспринимает новые ситуации общения в силу ограниченности его речевых навыков;
- Отсутствие навыков поддержания беседы. Они связаны с тем, что речевые отклонения приводят к неспособности слушать и воспринимать речь других. Ребенок попросту не прислушивается к речи окружающих и потому не воспринимает ее;
- Ограниченность информативных речевых конструкций. Информативность речи ребенка с ОНР обладает неточностью и непоследовательностью. Она имеет бедное содержание, а главная мысль, произносимой речи, в большинстве случаев, не отвечает теме беседы;
- Сложности с построением связного речевого высказывания приводят к неправильному развитию коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Все эти особенности речевого общения детей с общим недоразвитием речи требуют акцентирования внимания на данном процессе и применения определенных методов коррекционного обучения для развития навыков общения у этих детей.
Направления коммуникативного развития детей с ОНР
Коммуникативное развитие дошкольников с общим недоразвитием речи реализуется по следующим направлениям:
- Овладение средствами общения. Ребенок должен усвоить основные средства общения и понять варианты их применения на практике.
- Развитие установок ребенка на установление положительного социального взаимодействия с выработку доброжелательного отношения к людям.
- Развитие навыков адекватного положительного общения: умения слушать собеседника, принимать его точку зрения, оценивать его взгляды и видение проблемы, умение корректного выражения своей позиции и отношения к собеседнику.
- Развитие навыков корректного выражения своей точки зрения и утверждения своей позиции.
- Формирование навыков коллективного взаимодействия.
- Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы.
- Устранение речевого негативизма.
Наиболее приоритетными направлениями деятельности являются мероприятия по коррекции эмоционально-волевой сферы и устранению речевого негативизма.
Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы ребенка с ОНР
Устранение недостатков развития эмоционально-волевой сферы ребенка с ОНР связано с развитием навыков совершения волевых усилий, а также формированием основ произвольной регуляции поведения. Здесь же осуществляется устранение нарушений в поведении.
Эмоциональное и волевое развитие детей осуществляется в игровой форме. Для этого применяются специальные игровые упражнения и игровые этюды на выражение эмоций детьми. Они ориентированы на формирование навыков правильного выражения своего текущего эмоционального состояния, чтобы оно было адекватно воспринято окружающими. Также, игры помогают в формировании навыков восприятия и понимания эмоционального состояния собеседника и выработке соответствующей ему линии коммуникативного поведения.
Формирование навыков эмоционального взаимодействия детей с ОНР предполагает поэтапную работу. На каждом этапе формируются навыки установления эмоциональной связи педагога и взрослого, которая потом будет перенесена на установление общения со сверстниками. Работа осуществляется в течение следующих этапов:
- Установление эмоционального контактирования между ребенком и взрослым. Педагогу необходимо научить ребенка адекватно реагировать на его элементарные обращения к нему: подойти, что-то принести, показать что-то или выразить какую-то эмоцию в данный временной момент. Важно, создание положительной обстановки общения между педагогом и ребенком, в которой он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Это поможет развить его навыки реагирования на мимические жесты взрослого, подражания его действиям.
- Закрепление навыков общения со взрослым и стремления к его продолжению. Для этого используются совместные игры с мячом, шариком. Дети учатся помогать другу другу, выполняя действия по передаче мяча, пересыпании песка и т.д.
- Обучение навыков совместной деятельности со взрослым или другим собеседником. Дети учатся обращать с просьбами, выполнять команды, совершать совместные действия. Для этого используются игры на подражание действиям животных: артикуляция на вытягивание губ, совершение дуновений, открытие рта и т.д.
- Расширение навыков общения со взрослым путем использования сюжетно-ролевых игр. Дети учатся обращать друг к другу и педагогу по имени, составлять фразы обращения, повествующие о себе или событиях, а также в вопросной форме. Например, как вы себя чувствуете? Что вы делаете сейчас?
Эмоционально-волевое развитие помогает преодолеть отчужденное отношение ребенка к сверстникам, учит его взаимодействию и общению, не смотря на наличие речевых отклонений.