Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности

Способы развития лидерских качеств у младших школьников

Определение 1

Лидерские качества – это свойства личности, которые обусловливают ее способность брать на себя организаторскую роль и нести ответственность не только за свою работу, но и за деятельность всего коллектива (малой группы).

Развитие лидерских качеств в младшем школьном возрасте реализуется, посредством применения ряда приемов. К ним относятся:

  1. Развитие мотивации. Необходимо сформировать у ребенка стремление к занятию лидерских позиций в учебной, внеучебной и иных видах и направлениях деятельности.
  2. Формирование уверенности в себе. Данное качество необходимо лидеру, поскольку он должен быть уверен в верности принятого решения.
  3. Формирование чувства ответственности. Ребенок должен уметь принимать решения и отвечать за них. Важно, чтобы ответственность к делу носила осознанный характер.
  4. Формирование умения действовать последовательно и быть упорным в достижении конкретных целей деятельности. Учащиеся должны научиться проявлять упорство в преодолении препятствий, встающих на пути реализации того или иного дела, стремиться доводить начатое дело до его логического завершения, ориентироваться в своей деятельности на реализацию всех ее стадий, независимо от их сложности и трудоемкости.
  5. Развитие осознанного восприятия своих возможностей и их адекватной оценки, отвечающей возможностям достижения цели той или иной деятельности.

Все эти направления ориентированы на воспитание личности, способной к решению определенных задач, решение которых важно, как для него самого, так и для всего коллектива. Лидеру необходимо уметь построить коллективную работу, привести коллектив к конкретным результатам своей деятельности.

Лидерские качества носят, как правило, приобретенный характер. Основная их доля воспитывается в младшем школьном возрасте. Этот период является сензитивным для развития упорства, целеустремленности, решительности. Потому, необходимо акцентировать внимание на их плодотворном развитии.

В этой связи, в повседневной жизни школы, во время учебных занятий и во внеурочной деятельности, основными способами воспитания лидерских качеств являются:

  1. Школьное самоуправление. Этот процесс открывает огромные возможности для формирования лидерских качеств, в силу того, что учащиеся сами управляют процессом обучения, тренируя организаторские навыки.
  2. Формирование исследовательских ситуаций. Такие ситуации создают условия для проявления учащимся своих навыков деятельности, творческих и организаторских способностей для решения той или иной проблемы.
  3. Проведение конкурсов на различные тематики.
  4. Организация праздников и концертов. Здесь, необходимо дать волю творческому воображению учащихся, максимально привлекая их к организации конкретного мероприятия.
  5. Игровая деятельность. Она основана на выборе игры учащимися и ее самостоятельной организации.
  6. Тренинги. Тренинг выступает формой организации внеурочного занятия, основанной на определении потребностей, проблемной ситуации и нахождении оптимальных способов ее решения. Тренинг позволяет выявить уровень развития лидерских качеств младших школьников и сформировать у них навыки планирования и прогнозирования своей деятельности за короткий временной промежуток. Тренинги ориентированы на развитие навыков коммуникабельности, уверенности в себе, формирование силы воли, творческого мышления и адаптивности к непрерывно меняющемся условиям социальной жизнедеятельности.
«Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Упражнения во внеурочной деятельности, направленные на формирование лидерских качеств младшего школьника

Ведущим условием развития лидерских качеств учащихся начальных классов является формирование обстановки, направленной на активизацию навыков самостоятельной деятельности, способствующей проявлению инициативы и творческой активности. Мотивировать к самостоятельности, проявлению своих организаторских способностей, необходимо педагогу. С этой целью он организует разнообразные направления внеурочной деятельности.

Основными упражнениями внеурочных занятий, ориентированными на формирование лидерских качеств учащихся являются следующие:

  • Проведение классных часов различного тематического содержания. Темы должны быть направлены на формирование конкретного лидерского свойства личности. Например, «Ознакомление с понятием лидер», «Игры на выявления лидера в коллективе», «игры на развитие ораторских качеств», «Развитие навыков формирования портфолио» и др. Классные часы должны иметь регулярное и последовательное тематическое проведение.
  • Организация программы «Я и ты». Такая программа направлена на развитие у учащихся навыков построения межличностного взаимодействия, коллективного общения. Детям могут быть даны совместные творческие проекты, исследовательские работы, требующие их коллективного взаимодействия для достижения поставленной цели деятельности. это позволяет каждому ребенку проявить себя и свои навыки, выразить свою индивидуальность.
  • Упражнение «Башня». Дети делятся на группы. Каждой группе даются материалы, из которых необходимо построить башню. Во время стройки говорить разрешается одному члену группы. Его выбирают учащиеся т.е. они желают выбрать человека, который сможет организовать их работу таким образом, чтобы башня получилась высокой.
  • Проведение конкурса «Организаторское лото». Дети должны составить верную последовательность стадий выполнения творческого проекта: проведение основной работы; выдвижение идеи проекта; просмотр реализованных мероприятий, процессов; принятие плана реализации проекта; распределение функциональных ролей участников проекта; организация помощи взаимодействия; проведение рекламы проекта; подведение итогов проектной деятельности; выбор органов управления проектом; составление коллективных планов деятельности; осуждение идей проекта; работа органов управления проектом по вопросам планирования проектных мероприятий; формирование творческих групп по подготовке и реализации проекта.
  • Упражнение «Рисунок лидера». Необходимо нарисовать человека, наделенного определенными лидерскими качествами, которые отражены каждой частью тела. Каждая часть тела должна быть изображена так, чтобы она отображала ее целевое назначение, т.е. зачем она необходима лидеру.
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot