Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Общая характеристика особенностей развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех элементов речевой системы ребенка: фонематической, фонетической и лексико-грамматической.

Определение 2

Лексика (лексический строй речи) – это определенная совокупность слов конкретного языка, его части или слов, которые знает отдельный человек или группа людей, представляет собой центральную часть языка, формирующую, именующую и передающую знания об определенном предмете, явлении или событиях.

Определение 3

Речь – это сложившаяся исторически форма общения между людьми, посредством использования языковых конструкций, создаваемых на основании определенных норм и правил.

Речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР характеризуется патологическим ходом развития. Основным признаком того, что у ребенка ОНР является позднее появление речи или замедление в темпе речевого развития. Речь ребенка с ОНР очень бедна, словарь ограничен и не соответствует возрасту. Отмечаются нарушения в фонематическом и звуковом восприятии, а также в формировании грамматического строя речи.

Несмотря на то, что у детей с ОНР отмечаются разнообразные речевые нарушения и отклонения, у них констатируют сохранение слуха и достаточно хорошее понимание обращенной речи, доступность ее осознания.

Необходимо отметить, что формирование лексического строя речи и общее развитие речи у детей с ОНР протекает индивидуально. Индивидуальность во многом зависит от уровня ОНР. В настоящее время выделяют три уровня ОНР, каждому из которых присущи свои особенности формирования лексического строя.

Особенности формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, в зависимости от уровня нарушения

«Формирование лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Уровни ОНР и особенности формирования лексического строя у старших дошкольников с ОНР:

Первый уровень (низкий) – дети старшего дошкольного возраста не обладают в полной мере необходимыми общеупотребительными средствами общения. Проявляется это в том, что у ребенка в речи встречаются звукоподражания или лепет, в произносимых словах (в основном существительные и глаголы), отмечается звуковое искажение. Речь бедна, одно и то же слово, лепет или звук может использоваться для названия разных действий или предметов (например, бо-бо – больно, большой, болит, нужно лечить, ударился и т.д.). Для того, чтобы придать произносимому слову или лепету нужный смысловой оттенок, ребенок использует мимику или жесты.

Такая речь понимается окружающими с трудом. Понять ребенка могут только лишь родители и взрослые, которые находятся с ним рядом продолжительное время (логопед, воспитатель и т.д.).

Грамматически предложения не связаны между собой, а также отмечается нарушение звуковой стороны речи (количество звуков с дефектами значительно превосходит правильно произносимых). Понимание детьми обращенной к ним речи в некоторой мере ограничено.

Формирование лексического строя речи нарушено, в речи отмечается нестойкое правильное произношение звуков. То есть, звуки, которые ребенок произносит правильно, могут со временем искажаться или заменяться. В основном отмечается нарушение согласных звуков, гласные чаще всего произносятся правильно.

Данный уровень ОНР характеризуется тем, что дети до 3-х лет практически не говорят. В этой связи родители обращаются за помощью к специалистам, которые организуют целенаправленную и систематическую коррекционную логопедическую работу. Правильно организованная и проведенная коррекционная логопедическая работа, способствует устранению речевых недостатков. В последующем дети могут обучаться в массовой общеобразовательной школе, при условии продолжения работы с логопедом.

Второй уровень – характеризуется наличием у детей старшего дошкольного возраста с ОНР начатков общеупотребительной речи, достаточного понимания обращенной к ребенку речи.

Дети со вторым уровнем ОНР могут достаточно активно общаться с окружающими с помощью речи. В отличие от детей с первым уровнем ОНР, дети используют в речи не только лепет, звукоподражание, мимику и жесты, но и общеупотребляемые слова, обозначающие предметы, их характерные признаки, действия или явления. Дети со вторым уровнем ОНР используют в своей речи простые предложения, которые состоят из 2-х – 3-х слов. Однако, в целом словарь ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР ниже, чем у ребенка старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития.

Формирование лексического строя у детей старшего дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР, характеризуется наличием нарушений в использовании грамматических форм. Так дети часто сокращают количество слогов или звуков в словах, иногда переставляют их между собой. Отмечается и фонематическое восприятие речи.

Дети старшего дошкольного возраста со вторым уровнем ОНР нуждаются в специально организованном коррекционном логопедическом воздействии. Вовремя оказанная помощь поможет исправить или устранить нарушения, в результате чего ребенок может поступить на обучение в общеобразовательную массовую школу, при условии сохранения коррекционного логопедического сопровождения.

Замечание 1

Дети первого и второго уровня ОНР составляют основной контингент логопедических групп ДОУ.

Третий уровень – ребенок старшего дошкольного возраста с ОНР использует в своей речи достаточно развернутые фразы, не испытывают затруднений в названии предметов, их характерных признаков, могут рассказать о себе, своих друзьях и родных, составить рассказ по иллюстрации.

Нарушение у детей данной группы проявляются в виде недостаточного развития фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Проявляется это в том, что в свободных высказываниях дети мало используют прилагательные и наречия, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.

Дети с общим недоразвитием III уровня речевого развития при условии систематической логопедической помощи готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя некоторые испытывают определённые трудности в обучении.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot