Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приемы работы над заголовком текста в начальной школе

Заголовок как сильная позиция текста

Определение 1

Заголовок – это текстовый знак, который выступает в качестве обязательной части текста, и имеет в нем фиксированное положение. Заголовок представляет сильную позицию текста.

В современной лингвистике под сильной позицией понимают специфическую организацию текста, обеспечивающую выдвижение на первый план важнейшего смысла текста, установление иерархии смыслов, фокусирование внимания на самом важном.

Заголовок в максимально краткой форме передает основную тему произведения, при этом осознание темы, которая заложена в заголовке, приходит к читателю ретроспективно, когда он возвращается к заголовку, после того как прочитал текст. То есть, заглавие становится ключом к пониманию прочитанного, если оно полностью семантизировано. Это возможно только после прочтения текста, когда название интегрируется с текстом. Заголовок связывает начало и конец произведения.

Иными словами, заголовок – это текстовый знак, который выступает как обязательная часть текста и имеет в нем фиксированное положение. Заголовку отведена сильная позиция, которая в связи с противопоставленностью всему тексту представляет собой эффективное средство привлечения внимания читателя к моментам, важным по смыслу.

Виды заголовков

Основой классификации заголовков служит соотношение заглавия с традиционно выделяемыми компонентами произведения: тематический состав и проблематика, сюжет, система персонажей, деталь, время и место действия.

На основании этого принято выделять следующие виды заголовков:

  • заглавия – основная тема или проблема, отображенная автором в произведении;
  • заглавия – сюжетные перспективы произведения, которые могут подразделяться на фабульные, представляющие весь сюжетный ряд, и кульминационные, выделяющие момент, наиболее важный с точки зрения развития действия;
  • персонажные заглавия-антропонимы, которые сообщают о национальности и родовой принадлежности, а также социальном статусе главного героя;
  • особая группа антропонимов – имена с прозрачной внутренней формой, или «говорящие» фамилии. В таких заглавиях отражена авторская оценка, которая еще до прочтения произведения формирует у читателя представления о характере изображаемого героя;
  • заголовки, которые обозначают пространство и время. Кроме названий времени суток, дней недели и месяцев, время действия может обозначать дата, соотносимая с историческим событием.
«Приемы работы над заголовком текста в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, типы заголовков выделяют на основании различных традиционно вычленяемых компонентов произведения, а также в соответствии с видами синтаксических структур.

Приемы работы с заголовками в начальной школе

В младших классах работу над заголовком текста проводят на уроках русского языка и чтения. В работе с любыми текстами выделяют три основных ступени:

  • антиципация – дотекстовый этап;
  • контроль понятия содержания – текстовый этап;
  • анализ и оценка – послетекстовый этап.
Определение 2

Антиципация – это предопределение и предугадывание событий, а также заранее составленное представление, касающееся чего-либо.

Процесс прогнозирования отмечается и при восприятии чужой речи, и при осуществлении собственных высказываний. Человек, слушая или читая, прогнозирует события, стоящие за текстом, то есть предопределяет лексику, в качестве средства описания того или иного события, прогнозирует грамматические формы лексических единиц и целостные структуры.

Антиципация – важнейшее читательское умение, то есть умение предполагать, предвосхищать содержание текста на основании заглавия, иллюстрации и группы ключевых слов, что является важным моментом подготовительного этапа работы с произведением в технологии работы с текстом.

Важный момент подготовительного этапа, который повышает активность и осознанность детей при работе с новым произведением – предопределение учениками содержания произведения по его названию, с которым дети познакомились еще до того, как прочитали произведение.

Текстовый этап предполагает в качестве основного приема работы – озаглавливание частей произведения. Необходимо соблюдать единую синтаксическую конструкцию заголовков. Самая простая форма – это вопрос к каждой из частей текста. Затем составляют заголовки в формате двусоставных предложений. После этого для заголовка используют назывные предложения, или в качестве заголовка могут быть использованы фразы из текста.

Третий этап, послетекстовый, предполагает формирование умения видеть заголовок и понимать его роль, что осуществляется следующими заданиями:

  • выбор заголовка их предлагаемых вариантов и соотнесение его с текстом. Сначала дети читают текст, затем отвечают на вопросы по его содержанию, читают заголовки, выбирают наиболее подходящий, и перечитывают текст, для проверки себя;
  • подбор собственного заглавия, которое соответствует содержанию текста.

Названные приемы очень распространены и применяются не только на уроках по развитию речи, но и на других типах уроков. Работа над заглавием тесно взаимосвязана со всей работой, направленной на обучение детей связной речи: с работой над типами речи, строением текста, его темой, основной мыслью и стилистической принадлежностью.

Даваемое младшим школьникам задание озаглавить текст в первую очередь, выступает в качестве проверки осмысления прочитанного. На этом этапе заглавие обязательно должно соответствовать содержанию текста.

Таким образом, существуют три стадии работы с текстом, на каждой из которых применяется ряд различных приемов работы с заголовками: предвосхищение и моделирование содержания, озаглавливание частей и всего текста. С методических позиций невозможно пропустить никакой этап работы с заголовком. Дотекстовый и послетекстовый этапы считаются наиболее важными, так как они предполагают выполнение задания, результатами которого создаются необходимые условия для полноценного прочтения восприятия текста.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot