Теоретические основы формирования у учащихся начальных классов исследовательских умений на уроках окружающего мира
Исследование – это поиск неизвестного, нового знания, один из видов познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность – это деятельность учеников, которая направлена на решение творческих и исследовательских задач, имеющих заранее неизвестное решение и предполагающая наличие следующих обязательных этапов:
- постановка проблемы;
- изучение теорий, посвященных рассматриваемой проблеме;
- подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала, с последующим анализом и обобщением;
- научные комментарии и собственные выводы.
Цель исследовательской деятельности – получить новое знание – это же является ее принципиальным отличием от учебной деятельности, просветительско-познавательной и любой другой. Исследование всегда должно обнаруживать некоторую проблему или противоречие, которые должны быть изучены и объяснены, поэтому исследовательская деятельность начинается мотивацией поиска.
Исследовательская деятельность расширяет цели и задачи урока. Исследованием всегда предполагается решение какой-либо проблемы, предполагающей, что будут использованы разнообразные методы и интегрированы знания и умения из различных областей науки, техники, технологии и творчества.
У младшего школьника хорошо развиты любознательность, воображение и память. Эти качества являются главными для совершения собственных открытий, практической и исследовательской работы, которую он будет выполнять в школе. Учебная деятельность в младших классах в первую очередь стимулирует развитие психических процессов непосредственного познания мира, то есть ощущения и восприятия.
Приоритетное направление начального общего образования – сформировать общеучебные умения и навыки, уровень освоения которых в значительной степени определяет успешность дальнейшей учебы.
Умение – это освоенный способ выполнения определенных действий.
Основой исследований является развитие познавательного интереса учеников, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявляя компетенцию в вопросах по теме проекта, развитии критического мышления. Исследовательская работа учеников начальной школы помогает в развитии общеучебных и социальных навыков.
Категории исследовательских умений
Умение видеть проблемы. Проблема – это некоторое затруднение, а умение видеть проблему – один из обязательных критериев сформированности исследовательских навыков.
Весь процесс учения представляет собой непрерывный поиск ответов на возникшие вопросы, установление других вопросов и пр. Умение видеть проблемы – интегративное свойство, которым характеризуется мышление человека. Развивается данный навык на протяжении длительного времени в самых разных типах деятельности, и для его развития необходимо подбирать специальные упражнения и методики, которые помогут решить сложную педагогическую задачу.
Умение формулировать и задавать вопросы. Важное умение любого исследователя – умение задавать вопросы. Дети любят задавать вопросы, если их не отучать от этого, они достигнут в этом действии высокого уровня.
В исследовательской деятельности вопросу отведена одна из ключевых ролей, так как любое познание начинается с вопроса. Вопрос можно рассматривать как форму выражения проблемы, но у проблемы по сравнению с вопросом более сложная структура.
Вопросы можно подразделить на две категории:
- уточняющие – прямые, т. е. включающие частицу «ли» вопросы, например, должен ли.., правда ли… и т.д.
- восполняющие – включают слова где, кто, когда, что, почему и др.
Умение выдвигать гипотезы. Когда обнаружена проблема, необходимо искать пути ее решения, чему способствует выдвижение гипотезы.
Гипотеза – это предположение о возможном пути решения проблемы. Основой ее служит еще не доказанное, первоначальное суждение, касающееся закономерной связи явлений, некоторое предвидение возможного движения.
Ученики начальных классов часто высказывают различные гипотезы, касающиеся того, что они видят, слышат и чувствуют.
Для тренировки выдвижения гипотез, очень эффективно задавать детям вопросы на рассуждение:
- Почему тигрята, медвежата и другие детеныши животных любят играть?
- Почему зимой идет снег?
- Зачем птицы поют?
Умение делать выводы и умозаключения – одна из основных форм логического мышления. Именно в суждениях мысль получает свое развитие и заставляет ребенка связывать понятия между собой, формулируя высказывание.
Понятие – форма логического мышления, это форма мыли, которая отражает предметы в их существенных и общих признаках.
Иными словами, понятие – это мысль, которая отражает в обобщенной форме предметы и явления реального мира, а также взаимосвязь между ними.
Описание – наиболее простой прием, который предполагает перечисление внешних черт предмета, чтобы найти отличия его от похожих на него предметов.
Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов. Данный прием может использоваться в умении работать с понятиями. Например, можно попросить детей подобрать сравнение для объектов живой природы: зебры, кролика, бегемота.
Умение классифицировать предполагает умение разделять понятия на основании определенного признака на непересекающиеся классы. Классификация разделяет рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область и сделать ее обозримой.
Умение экспериментировать – важнейший навык исследовательской деятельности. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуют самые разные явления. Эксперимент предполагает активное воздействие на предмет исследования.
Любой эксперимент предполагает, что будут проведены какие-либо практические действия, чтобы проверить и сравнить результаты.