Характеристики информационной культуры педагога
Информационная культура - это способность работать с различными информационными ресурсами и использовать их в различных направлениях деятельности и для разнообразных целей.
Носитель информационной культуры является личностью, владеющей разными приемами и методами работы с информацией, способной к ее обработке, систематизации, передаче, использованию информационных технологий для решения разнообразных профессиональных задач.
Информационная культура педагога является системой его знаний о человеческой личности, культуре ее развития, культуре всего человечества и основах ее становления.
Рисунок 1. Информационная культура педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Информационная культура педагога основывается на ряде характеристик, отражающих его знания и информационные навыки в определенных аспектах и сферах деятельности. Рассмотрим эти характеристики:
- Характеристики интеллектуальной области деятельности педагога. Сюда входят знания педагога в области владения и практического применения информационных технологий, а также развитость мышления, включающая умение анализировать разные объемы информации, обрабатывать информационные ресурсы и применять их для решения разнообразных педагогических задач, трансформировать информацию, мыслить оперативно и креативно.
- Характеристики мотивационной сферы деятельности педагога. Сюда входят параметры мотивации педагога к развитию своей информационной культуры, а именно: желание и потребность в овладении информационными педагогическими технологиями, ознакомление с передовым опытом применения информационных ресурсов в образовательной среде, желание повышать уровень своей информационной культуры, совершенствовать свои навыки в области информатизации образования.
- Характеристики в области эмоционального развития педагога. Они включают умение продуктивного оперирования информационными ресурсами, концентрации внимания на методах получения и обработки информации, умение положительно относиться к возникновению информационных сбоев в работе, технических помех и недочетов в работе информационной техники, умение адекватно оценивать свою информационную направленность работы, технику владения информационными технологиями, продуктивность использования информационных ресурсов в организации образовательного процесса.
- Характеристики предметно-практической области педагогической деятельности. Сюда входят навыки педагога по овладению новыми приемами и способами работы с информацией, освоение новых знаний, затрагивающих вопросы применения информационных технологий и новые разработки в информационной среде, активная направленность на использование информационных технологий в индивидуальной и коллективной педагогической деятельности, умение находить, обрабатывать и применять информацию, ориентироваться в ней и находить оптимальные варианты ее практического применения.
- Характеристики волевой сферы. Все действия педагога с информационными ресурсами должны носить целенаправленный и рациональный характер. Педагог должен обладать умением разрешения противоречий и конфликтов, устойчивостью к трудностями работы с информационными ресурсами. Кроме того, необходимо проявлять терпение при поиске информации и ориентироваться в этом направлении деятельности на результат, а также быть заинтересованным в освоение новых информационных технологий.
- Характеристики в сфере саморегуляции педагога. Педагогу требуется умение соотношения уровня своей информационной культуры с педагогическим опытом деятельности, тенденциями социального развития и развития образовательной системы. Поэтому, важно сохранять спокойствие при поиске и обработке информации, развитии навыков ее практического использования в педагогическом процессе.
учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Информационная культура учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия формирования информационной культуры учителя
Информационная культура педагога тесна связана с его компетентностью в различных направлениях педагогической деятельностью. Чем выше компетентность педагога в той или иной области своей профессиональной деятельности, тем большими возможностями в решении образовательных задач он располагает и, тем выше уровень его информационной культуры.
Основными условиями формирования информационной культуры современного учителя являются:
- Внедрение педагога в проектную деятельность. Педагог должен стать полноценным участником какого-то проекта, реализуемого в образовательной сфере;
- Создание условий для самостоятельной проектной деятельности педагога. Должна быть предоставлена возможность, условия и ресурсы для разработки педагогом того или иного проекта и его внедрения, посредством информационных технологий;
- Проведение самостоятельной оценки и анализа своей проектной деятельности, подведение адекватных итогов;
- Проектная деятельность должна реализовываться на основе установления сотрудничества между всеми ее участниками.
Показатели сформированности информационной культуры педагога
Уровень развития информационной культуры педагога определяется следующими показателями:
- Информационное самосознание педагога. Педагог должен понимать важность и значимость использования информации в своей работе, опоры на информационные технологии, владеть профессиональной эрудированностью, уметь пользоваться информационными ресурсами и технологиями в целях самообучения и саморазвития.
- Творческая активность педагога. Педагог должен принимать участие в проектной деятельности, сам создавать проекты, выполнять какие-то авторские работы, стремиться к разработке новых методов организации учебно-воспитательного процесса, использовать информационные ресурсы неординарными способами.
- Эффективность педагогической работы в информационной области. Использование информационных технологий в образовательной сфере должно приносить определенные положительные сдвиги в достижении целей и задач образования. Новые разработки педагога могут оказать существенное воздействие на образовательный процесс, помочь педагогу в самоутверждении и признании в образовательной сфере.
- Степень развитости информационных навыков педагогической деятельности. Отражает продуктивность использования информационных ресурсов и технологий в решении разнообразных задач образовательной деятельности.
- Эмоциональное отношение к информации. Педагог должен стремиться к работе с информацией, применению информационных технологий, позитивно воспринимать любую работу с информацией и быть удовлетворенным ее итогами.
- Ответственность при работе с информационными технологиями, соблюдение норм информационной безопасности и ответственность за это.