Трудности формирования гендерных установок у учеников с интеллектуальными нарушениями
Гендерные установки – это готовность выполнять конкретную социальную роль в системе полоролевого социального взаимодействия.
В установках отражена программа поведения конкретной личности. Гендерные установки связывают с выполнением определенных действий, соблюдением принципов реализации взаимодействия с противоположным полом и представителями того же пола. Они формируются в детстве и воспитывают привычки, поло-ролевое поведение в разных социальных ситуациях. Если у ребенка есть какие-либо особенности развития, дисфункции интеллектуальной сферы, гендерное воспитание и формирование гендерных установок связано с несколькими трудностями. Необходимо использовать методы коррекционного воздействия на личностное развитие детей.
Поло-ролевая социализация играет важную роль в процессе личностного развития детей. Если у него есть те или иные дисфункции развития, возникает ряд сложностей с осознанием собственной поло-ролевой принадлежности и выработки основ полового поведения. Особенно актуально это для детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Им трудно осознавать свое поло-ролевое предназначение и осваивать действия, которые он должен выполнять в соответствии со своей гендерной ролью.
Половое воспитание детей с интеллектуальными нарушениями рассматривают как один из аспектов нравственно-этического воспитания. Оно предполагает выработку у детей привычки ухаживать за собой, уяснить правила социального поведения в соответствии с конкретной половой принадлежностью. Если у ребенка есть нарушения интеллектуального развития, он в своем гендерном развитии сталкивается со следующими трудностями:
- затруднения в процессе усвоения основ социально-нормативного поведения, обусловленные нарушением работы мыслительных процессов и интеллекта;
- высока вероятность развития отклонений в поведении, в связи с дисфункцией психической сферы личности ребенка;
- затруднения при установлении детьми контактов со взрослыми и сверстниками, что влияет на формирование желания противостоять социальным нормам и установкам;
- недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями;
- затрудненное развитие понимания гуманной направленности воспитания, требований социума, их правил и норм;
- недостаток знаний о жизни и роли в социальной среде людей той или иной половой принадлежности, что обусловлено сложность фиксации знаний в памяти из-за наличия умственных отклонений.
Необходимо отметить, что любая проблема гендерных установок детей зависят от степени их интеллектуальной недостаточности. Если уровень интеллектуальных отношений достаточно высокий, то ребенку особенно трудно осознавать свои женские или мужские качества и реализовывать поло-ролевое поведение. Детям тяжело понять свою гендерную принадлежность и усвоить конкретные стереотипы поведения, соответствующие гендерным признакам.
Коррекционная воспитательная работа, направленная на формирование гендерных установок у учеников начальной школы с нарушениями интеллекта
Развитие гендерных установок у учащихся начальной школы с нарушениями интеллекта предполагает реализацию комплексного подхода, направленного на усвоение детьми понятия пола и особенностей поло-ролевого поведения в социуме.
Коррекционная работа несет комплексный характер, в том числе в нее включена работа социального педагога, дефектолога, психолога и других специалистов, которые могут помочь сгладить дефекты развития детей, а также помогать родителям воспитывать и развивать детей, формировать у них навыки поло-ролевого поведения и адаптировать к социальной среде.
Процесс формирования понимания младшими школьниками своей гендерной принадлежности базируется на организации коррекционного воздействия с опорой на несколько принципов:
- принцип единой направленности воспитания в семье и в школе;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к формированию гендерных установок учеников, основываясь на особенностях интеллектуального развития каждого конкретного ученика и степени развития у него психической и интеллектуальной сфер;
- принцип правдивости и достоверности информации, касающейся гендерной принадлежности, которая доносится ученикам. Не стоит от детей скрывать какие-либо факты или преподносить выдуманную информацию, с целью возбуждения интереса со стороны детей.
Адаптация гендерной информации для каждого ребенка необходима в связи с индивидуальными интеллектуальными дисфункциями. Окружающая обстановка должна соответствовать гендерной принадлежности ребенка. Мужские и женские качества формируются только если есть определенные условия, в которых эти качества должны проявляться.
Половое воспитание и развитие учеников начальной школы в коррекционных школах или внутри системы инклюзивного образования реализуется и во время учебных занятий, и во внеурочной деятельности. Коррекционная работа призвана решать следующие задачи:
- формировать знания, касающиеся половой принадлежности и половых отношений;
- выработать адекватную манеру поло-ролевого поведения у учеников;
- освоить способы устанавливать взаимоотношения с противоположным полом;
- формировать понимание собственной половой принадлежности и ее роли в своей жизни;
- воспитывать привычку соблюдать гигиенические нормы;
- развивать ориентацию на ведение здорового образа жизни;
- формировать представления об особенностях полового развития мальчиков и девочек.
Гендерные установки взаимосвязаны с нравственным развитием личности. Поэтому ребенка с интеллектуальными нарушениями обязательно нужно учить тому, что некоторые стороны человеческой жизни и некоторые части его организма являются тайной сферой, которую не стоит демонстрировать всем, она должна быть скрыта от чужих глаз.