Инклюзивное образование – это система обучения, доступного для всех граждан, независимо от наличия у них ограниченных возможностей и специальных потребностей.
Философия в отношении инклюзивного образования выступает фундаментом его развития. Она дает общие представления о человеке и его природном происхождении, которые ложатся в основу развития педагогической науки и системы образования, а также философия становится методологической базой использования принципов и приемов в процессе исследования специфики инклюзивного образования.
Идеи экзистенциализма как фундамента инклюзивного образования
Экзистенциализм – это направление в философии 20-го столетия, акцентирующее внимание на исключительности человеческого бытия.
Развитие этого направления философской мысли относится к периоду с 1918 по 1939 гг. 20-го столетия т.е. охватывает промежуток между Первой и Второй мировыми войнами.
Последователями этой теории были Ж.-П. Сартрт, Ф. Ницше, А. Камю, К. Ясперс. Экзестенциалисты занимались рассмотрением вопросов науки, морали, религии. Они опирались на идеи гуманистических начал в обучении и воспитании и их применении для лиц с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.
Процесс образования в философии экзистенциализма рассматривается, как важный этап ориентированный на подготовку ребенка к его дальнейшей жизнедеятельности. Он предполагает развитие детей с ограниченными возможности в полной свободе и предоставления им такого же права выбора в содержании обучения и предоставление права на него, как и нормальному ребенку.
К основным положениям философии экзистенциализма относятся следующие:
- Исследование бытия каждой отдельной личности, определение его «Я»;
- Внешние параметры и окружающая среда т.е. социальные взгляды и воззрения не играют никакого значения в развитии ребенка с ограниченными возможностями. Важную роль имеет только внутреннее бытие личности;
- Свобода выбора человека с любыми параметрами развития;
- Целевое назначение жизнедеятельности не имеет важного значения, важным остается только само существование человека, его бытие;
- Процесс образования должен помочь ребенку познать свое «Я» и определить свое предназначение, независимо от ограниченности его возможностей;
- Образование ориентировано на самореализацию ребенка;
- Необходимо дать ребенку понять, что жизнь прекрасна, и никакие отклонения в развитии не должны мешать ей наслаждаться. Бояться необходимо только смерти;
- Социальное приспособление ребенка с ограниченными возможностями стоит на приоритетном месте;
- Оказание помощи в развитии индивидуальных особенностей и черт характера каждого ребенка составляет основу образовательной программы.
Последователи философии экзистенциализма не принимают версию о том, что человек создан природой и не может себя поменять. Сущность личности они считают формируемой самим человеком, на основе его выбора. В этой связи, дети с ограниченными возможностями могут достичь желаемого уровня интеллектуального, физического и иных направлений развития, социально адаптироваться и начать взаимодействовать с другими членами общества.
Философский постмодернизм
Идеи постмодернизма базируются не на конкретных философских взглядах и теориях, а на отрицании философских воззрений, которые были ранее, они отражают разочарованность их последователей в тех ценностях, которые были приняты обществом ранее.
Вся система ценностей, которая были принята на Западе, полностью отрицалась философами постмодернизма. Последователями этого антифилософского течения были М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида и др.
Данное философское направление никому не отдает приоритетов в природе. В нем все равны: царь равен червяку, бог таракану и т.д. Развитие этого направления приходится на вторую половину 20-го столетия.
Основными идеями постмодернизма являются:
- Представление реального мира в иллюзорном формате;
- Не существует единой истины и ее одностороннего объяснения. Она имеет многогранный характер и не имеет однозначного объяснения;
- Человек самостоятельно занимается построением окружающего мира;
- Построение реальности может носить разнообразный характер. Существует несколько вариантов ее конструирования и все они равнозначимы и равноправны;
- Процесс познания человеком мира сводится к его интерпретации;
- Нет границ между нормой развития и его патологиями, проявлением безумия и разумными началами.
На сегодняшний день, философия постмодернизма представляет собой особую систему мировоззрения, отражающую проявления недоверия к классическим реалистическим концепциям.
Идеи последователей теории психоанализа
Философия психоанализа возникла в 20-ом столетии. Ее основателем выступает З. Фрейд. Он был врачом - психиатром и в своих воззрениях ориентировался на анализ психического развития человека, защиту его психики во всем ее разнообразии и своеобразии.
Идеи З. Фрейда легли в основу психологии и психиатрии. Что касается педагогики, особенно развития инклюзивного образования, то в его основу были положены воззрения последователя Фрейда А. Адлера.
Этим врачом-психиатром был впервые введен термин «комплекс неполноценности». Он касался развития детей с ограниченными возможностями, которые, по мнению философа, испытывают чувство неполноценности в социальной среде, вследствие наличия отклонений разного рода в своем развитии. Именно это чувство активизирует мотивацию ребенка к превосходству. Иными словами, ребенок начинает саморазвиваться, чтобы доказать обществу свою ценность и значимость.
Комплекс неполноценности приводит к развитию у ребенка агрессии, которую можно использовать при борьбе с препятствиями, возникающими в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями.
Процесс образования ребенка с ограниченными возможностями является необходимым, поскольку он способствует его социальному взаимодействию с другими членами общества, которое помогает преодолению неполноценности ребенка и формированию конструктивных стремлений к совершенствованию и развитию.