Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философские основы инклюзивного образования

Определение 1

Инклюзивное образование – это система обучения, доступного для всех граждан, независимо от наличия у них ограниченных возможностей и специальных потребностей.

Философия в отношении инклюзивного образования выступает фундаментом его развития. Она дает общие представления о человеке и его природном происхождении, которые ложатся в основу развития педагогической науки и системы образования, а также философия становится методологической базой использования принципов и приемов в процессе исследования специфики инклюзивного образования.

Идеи экзистенциализма как фундамента инклюзивного образования

Определение 2

Экзистенциализм – это направление в философии 20-го столетия, акцентирующее внимание на исключительности человеческого бытия.

Развитие этого направления философской мысли относится к периоду с 1918 по 1939 гг. 20-го столетия т.е. охватывает промежуток между Первой и Второй мировыми войнами.

Последователями этой теории были Ж.-П. Сартрт, Ф. Ницше, А. Камю, К. Ясперс. Экзестенциалисты занимались рассмотрением вопросов науки, морали, религии. Они опирались на идеи гуманистических начал в обучении и воспитании и их применении для лиц с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

Процесс образования в философии экзистенциализма рассматривается, как важный этап ориентированный на подготовку ребенка к его дальнейшей жизнедеятельности. Он предполагает развитие детей с ограниченными возможности в полной свободе и предоставления им такого же права выбора в содержании обучения и предоставление права на него, как и нормальному ребенку.

К основным положениям философии экзистенциализма относятся следующие:

  1. Исследование бытия каждой отдельной личности, определение его «Я»;
  2. Внешние параметры и окружающая среда т.е. социальные взгляды и воззрения не играют никакого значения в развитии ребенка с ограниченными возможностями. Важную роль имеет только внутреннее бытие личности;
  3. Свобода выбора человека с любыми параметрами развития;
  4. Целевое назначение жизнедеятельности не имеет важного значения, важным остается только само существование человека, его бытие;
  5. Процесс образования должен помочь ребенку познать свое «Я» и определить свое предназначение, независимо от ограниченности его возможностей;
  6. Образование ориентировано на самореализацию ребенка;
  7. Необходимо дать ребенку понять, что жизнь прекрасна, и никакие отклонения в развитии не должны мешать ей наслаждаться. Бояться необходимо только смерти;
  8. Социальное приспособление ребенка с ограниченными возможностями стоит на приоритетном месте;
  9. Оказание помощи в развитии индивидуальных особенностей и черт характера каждого ребенка составляет основу образовательной программы.
«Философские основы инклюзивного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Последователи философии экзистенциализма не принимают версию о том, что человек создан природой и не может себя поменять. Сущность личности они считают формируемой самим человеком, на основе его выбора. В этой связи, дети с ограниченными возможностями могут достичь желаемого уровня интеллектуального, физического и иных направлений развития, социально адаптироваться и начать взаимодействовать с другими членами общества.

Философский постмодернизм

Идеи постмодернизма базируются не на конкретных философских взглядах и теориях, а на отрицании философских воззрений, которые были ранее, они отражают разочарованность их последователей в тех ценностях, которые были приняты обществом ранее.

Вся система ценностей, которая были принята на Западе, полностью отрицалась философами постмодернизма. Последователями этого антифилософского течения были М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида и др.

Данное философское направление никому не отдает приоритетов в природе. В нем все равны: царь равен червяку, бог таракану и т.д. Развитие этого направления приходится на вторую половину 20-го столетия.

Основными идеями постмодернизма являются:

  1. Представление реального мира в иллюзорном формате;
  2. Не существует единой истины и ее одностороннего объяснения. Она имеет многогранный характер и не имеет однозначного объяснения;
  3. Человек самостоятельно занимается построением окружающего мира;
  4. Построение реальности может носить разнообразный характер. Существует несколько вариантов ее конструирования и все они равнозначимы и равноправны;
  5. Процесс познания человеком мира сводится к его интерпретации;
  6. Нет границ между нормой развития и его патологиями, проявлением безумия и разумными началами.
Замечание 1

На сегодняшний день, философия постмодернизма представляет собой особую систему мировоззрения, отражающую проявления недоверия к классическим реалистическим концепциям.

Идеи последователей теории психоанализа

Философия психоанализа возникла в 20-ом столетии. Ее основателем выступает З. Фрейд. Он был врачом - психиатром и в своих воззрениях ориентировался на анализ психического развития человека, защиту его психики во всем ее разнообразии и своеобразии.

Идеи З. Фрейда легли в основу психологии и психиатрии. Что касается педагогики, особенно развития инклюзивного образования, то в его основу были положены воззрения последователя Фрейда А. Адлера.

Этим врачом-психиатром был впервые введен термин «комплекс неполноценности». Он касался развития детей с ограниченными возможностями, которые, по мнению философа, испытывают чувство неполноценности в социальной среде, вследствие наличия отклонений разного рода в своем развитии. Именно это чувство активизирует мотивацию ребенка к превосходству. Иными словами, ребенок начинает саморазвиваться, чтобы доказать обществу свою ценность и значимость.

Комплекс неполноценности приводит к развитию у ребенка агрессии, которую можно использовать при борьбе с препятствиями, возникающими в жизнедеятельности ребенка с ограниченными возможностями.

Процесс образования ребенка с ограниченными возможностями является необходимым, поскольку он способствует его социальному взаимодействию с другими членами общества, которое помогает преодолению неполноценности ребенка и формированию конструктивных стремлений к совершенствованию и развитию.

Дата последнего обновления статьи: 10.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot