Сущность эзотерической парадигмы
Эзотерическая парадигма образования – это рассмотрение образовательного процесса, образовательной деятельности в качестве способа приобщения к истине.
Данная парадигма предполагает такое построение образовательного процесса, при котором требуется беспрекословное подчинение учащихся педагогу, который выступает проводником, наставником, открывая учащимся путь к истине. Она существует, и она неизменна, а, потому к ней можно прийти только слившись с коллективом, с педагогом.
Работа педагога основывается, согласно данной парадигме, на освобождении внутренней энергии учащихся, активизации их сил и потенциала для приближения к истине и ее постижения.
Процесс обучения является путем к истине. В его ходе у каждого учащегося формируется понимание того, что осознание, просветление является силой. Только через осознание можно достичь просветления и приблизить к Вселенной, основам мироздания.
Учащийся становится самостоятельным органом взаимодействия с миром и его основами чрез образовательную деятельность.
Сущность эзотерической парадигмы образования можно отразить следующими аспектами:
- Добровольность подчинения педагогу. Каждый учащийся следует за педагогом, принимая выбранный им путь, понимая и усваивая то, что дается педагогом.
- Личность растворяется, становясь частью образовательного пути. Она не имеет собственного образовательного маршрута и теряет свою значимость, как самостоятельное, свободное, равноправное звено образовательного процесса.
- Отсутствие объекта оценки, а соответственно и оценочной деятельности в образовании.
- Владение педагогами скрытыми техниками, которые они используют для проведения учащихся к Истине т.е. методы и приемы обучения были известны только посвященным, и не носили открытого характера.
Следует отметить, что педагог не выполняет функцию носителя знания в образовательном процессе, а выступает только в качестве проводника к истине. Он формирует нравственное, физическое, эстетическое, интеллектуальное развитие учащихся, которое помогает им прикоснуться к неизведанному, достичь непостижимого.
Данная парадигма лежала в основе образовательной деятельности древних цивилизаций: Египет, Индия и др. В опоре на данную парадигму была создана система обучения Пифагора.
Методы эзотерической парадигмы в образовании
В современном образовании эзотерическая парадигма не применяется в общем виде. Она используется в качестве отдельных методов и технологий, которые ориентированы на раскрытие природного потенциала учащегося, активизации его природных сил и возможностей, а также создание условий для их активного и плодотворного развития.
В качестве методов эзотерической парадигмы в образовательном процессе учебного заведения применяются следующие:
- Здоровьсеберегающие технологии. Они используются на всех этапах и уровнях образования и предполагают включение в учебные занятия физкультминуток, ориентированных на расслабление учащихся, снятие учебной нагрузки, плавного перехода между разными видами деятельности и профилактику перегрузок. Также, реализуется создание условий в учебном заведении, на каждом занятии, которые способствуют укреплению и поддержанию здоровья учащихся: проветривание помещения, оптимальный температурный режим, соблюдение чистоты и др.
- Метод «здесь и сейчас». Он ориентирован на формирование учащимися в своем сознании образа того, что им предстоит сделать. Данный метод может быть использован, как на уроках творческой направленности-ИЗО, так и при освоении естественно-научных дисциплин, когда в ходе выполнения предварительных упражнений у учащихся формируется образ решения поставленной задачи. Метода работает так: учащимся дается задание, после чего, они закрывают глаза и формируют в голове образ его выполнения. Затем, глаза открываются и начинается воспроизведение образа путем рисования действий в воздухе. Данный метод обеспечивает связь визуального восприятия и действия: то, что глаза увидели было сделано пальцами.
- Метод самостоятельного выбора. Он применяется на разных этапах обучения и в познании разных дисциплин. Основывается на предоставлении учащимся свободы выбора, а также создания условий, в которых этот выбор необходимо сделать. Данный метод способствует раскрепощению личности учащегося, развитию уверенности в себе, а, соответственно и активизации природного его потенциала.
Практическая значимость использования методов эзотерической парадигмы в образовательном процессе
Как показывает анализ образовательной деятельности, использование эзотерической парадигмы имеет важное развивающее значение.
Практическая значимость ее применения сводится к следующему:
- Активизация духовных сил учащегося.
- Формирование эмоциональной сферы личности. В ходе использования методов эзотерической парадигмы происходит развитие чувств и эмоций учащихся, формируется эмоциональное отношение к отдельным учебным дисциплинам, учебному процессу, познанию.
- Формирование веры в себя, свои силы и возможности. Эзотерические методы повышают самооценку учащихся и активизируют их самопознание. Формируется умение преодолевать трудности и искать проблемы в учебной деятельности, а также разрешать их.
- Развитие навыков использования творческого подхода к учебной деятельности. формируется умение открывать новые способы познания, новые методы деятельности, исключая следование по проторенному пути.
- Подготовка к социальной жизнедеятельности и социальному взаимодействию.
Следует отметить, что использование методов эзотерической парадигмы в образовательном процессе является инновационным направлением. Они формирует из учащихся успешных личностей, которые способны адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, способных преодолевать кризисы – как внутренние, так и внешние и нести ответственность за свои действия и поступки.