Значение современной этнопедагогики
Этнопедагогика – это одно из направлений в педагогической науке, направленное на привитие подрастающему поколению культурных ценностей своего народа.
Сущность этнопедагогики состоит в том, что именно в ней отражено стремление народа в изучении своей культуры, традиций, языка и обычаев. То есть этнопедагогику можно охарактеризовать как теорию и историю народного воспитания. Это наука, которая представляет воспитательный опыт разных этнических групп, выраженный в моральных и эстетических воззрениях на традиционные ценности народа, племени, семьи и нации.
Этнопедагогика включает в себя ряд средств и путей использования национальных и этнических средств воспитания и обучения детей, которые адаптированы под современные условия и требования.
В настоящее время этнопедагогика занимается изучением процесса общественного воздействия и социального взаимодействия, во время которых осуществляется воспитание, обучение и развитие личности, усвоение социальных норм, личностных ценностей и установок, за свет народной мудрости, общинного и семейного укладов, традиций, быта, обычаев, сказаний, песен, сказок и т.д.
Основным принципом этнопедагогики является принцип национального воспитания, который в настоящее время приобретает всё большую актуальность.
Современные педагоги ведут работу по созданию истинной национальной школы, организованной на этнопедагогической основе. Объясняют они это тем, что истоки любой из культур содержатся только в народном воспитании.
Сущностными основами этнопедагогики, в которых заключается значимость ее как науки, являются:
- Этнопедагогика направлена на национальное спасение. Ни один народ, несмотря на сложную историю, гонения, антинациональную политику и т.п., не исчез. Очень важно все сохраненные традиции передавать подрастающему поколению, знакомить детей с историей своего народа. Использовать элементы этнопедагогики с этой целью необходимо не только в рамках образовательного учреждения, но и в рамках каждой семьи, в связи с чем, ее роль возрастет еще больше.
- Содержание этнопедагогики – это народная мудрость в воспитании и обучении, накопленная веками и передаваемая из поколения в поколение. Именно поэтому ее основным назначением является поддержание многостороннего диалога культур.
- Этнопедагогика – это педагогика, основанная на любви. Весь процесс воспитания и обучения основывается на любви к ребенку. Благодаря чему можно решить любые воспитательно-образовательные задачи.
- Этнопедагогика – это такая педагогика, которая не имеет посредников, она подразумевает личный контакт воспитателя с воспитанниками. Кроме того, каждый носитель средств этнопедагогики автономен и свободен, он может самостоятельно передавать имеющиеся у него знания и умения детям.
- Этнопедагогика открывает путь к сердцам народов и людей. Для того, чтобы понимать народ, необходимо знать его самобытную культуру, обычаи и традиции в воспитании. Именно этнопедагогика способна объединить и сплотить между собой народы.
Актуальные проблемы этнопедагогики
В настоящее время этнопедагогика и ее средства весьма актуальны и востребованы в многонациональных странах, в том числе и в России. Это связано с тем, что этнопедагогика направлена на сохранение и укрепление самобытности народов, через которую осуществляется обогащение мировой цивилизации.
Одной из проблем, стоящих перед современной этнопедагогикой, является не только сохранение традиций воспитания каждого народа и использование в педагогическом процессе, но и знакомство детей с разными традициями и обычаями. Это будет способствовать тому, что дети научаться любить и уважать не только свой народ, но и относится толерантно к другим народностям и этносам. Только, этносы, объединенные одной общей целью, способны подняться на более высокий уровень культуры и нравственности. Воспитание средствами этнопедагогики обогащает этносы и расширяет их культурные границы.
Второй проблемой, можно назвать необходимость актуализации соединения опыта и традиций этнопедагогики и методолого-теоретических положений педагогической науки в вопросах воспитания современных детей. Особую значимость в рамках данной проблемы приобретает процесс обновления содержания воспитания и образования средствами этнопедагогики, которые основаны на гуманистических и демократических идеалах народа. Именно эти идеалы при правильном и целенаправленном их использовании способствуют воспитанию детей в духе уважительного отношения к своему народу, Родине, семье, природе и т.д.
Важным требованием современного общества является понимание и принятие национальных культур разных народов. Первостепенным в решении данной проблемы является усвоение учащимися традиций и культуры своего народа.
Так же одной из проблем современной этнопедагогики можно назвать формирование у детей представления обо всем многообразии народов и этносов, проживающих на территории России. Средствами этнопедагогики, детей следует не просто знакомить с культурой и историей народов, но и формировать положительное отношение к национальным отличиям между людьми, учить взаимодействовать с другими народами.
Рассматриваемые проблемы, возникли на рубеже тысячелетий. Их исследованием занимались многие ученые педагоги (Т.Г. Стефаненко, А.Б. Панькин и др.), которые разрабатывали на основании этнопедагогики такие методы и средства, которые бы способствовали сохранению самобытности этносов, формированию у них умения подчеркивать собственную уникальность и психологический склад.
Таким образом, сила этнопедагогики – в массовости педагогического процесса. Народная педагогика всегда содействует школьному делу. Являясь живой связующей нитью между прошлым и будущим, она из поколения в поколение воссоздает образ народа в лучших его чертах. Пока она жива – жив и народ, ее создавший.