Этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, а также о морально-этических и эстетических воззрениях конкретного этноса.
Становление этнопедагогики как науки
Этнопедагогика как самостоятельная наука берет свое начало в начале ХХ века. Большой вклад в ее развитие внес Г.Н. Волков, который проводил исследования в области народной педагогической культуры и ее влияния на процесс воспитания и развития подрастающего поколения.
Именно с именем Г.Н. Волкова связывают возникновение и развитие этнопедагогики в России. По определение Волкова:
Этнопедагогика – это наука, занимающаяся изучением опыта разнообразных этнических групп в сфере воспитания и обучения детей, становлении моральных и эстетических ценностей, на основании воззрений нации, народности, племени, рода и семьи.
Таким образом, по мнению Волкова, этнопедагогика понимается как теория и история народного воспитания (обыденное, естественное, неформальное, нешкольное и традиционное).
Этнопедагогика объясняет народную педагогику, посредством сбора воспитательного опыта этнических групп, а также осуществляет адаптацию их применения в современных условиях воспитательной практики.
Помимо Волкова вопросами этнопедагогики занимались и иные исследователи в сфере педагогических наук. Однако все их исследования и учения имели под собой основу этнопедагогики Волкова.
Так, по определению К. Пирлиева, этнопедагогика является именной той отраслью педагогики, которая занимается не только исследованием самобытности воспитания разных этносов, но и создает на их основании актуальную педагогическую культуру.
В определении Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, этнопедагогика направлена на осуществление анализа влияния на процесс воспитания этнической психологии и национальных общностей. Именно этнопедагогика исследует учет закономерностей организации и реализации педагогического процесса с учетом национальной принадлежности.
Таким образом, в целом этнопедагогика направлена на изучение своеобразия целей, задач, содержания, методов, приемов, средств и условий воспитания, обучения и развития детей различных народов.
Областью исследования этнопедагогики является не только изучение национальных особенностей процесса воспитания, но самого народа.
Ребенок, в рамках этнопедагогики может выступать и как объект, и как субъект воспитания.
В целом же этнопедагогика осуществляет синтез семейного воспитания, опыта народного процесса воспитания и религиозного воспитания. А также анализирует данный опыт посредством современного методологического аппарата педагогики.
Основные направления современных исследований в этнопедагогике
Этнопедагогика представляет народный и этнический опыт, который может быть использован в рамках современной практической педагогики. Именно поэтому этнопедагогика не стоит на месте, а постоянно развивается. В первую очередь развивается ее методологический аппарат. Основными направлениями исследования в этнопедагогике является ряд следующих критериев:
- Определение этнической принадлежности.
- Содержание проводимых этнопедагогических исследования.
В соответствии с первым критерием выделяют направления по исследованию конкретных народностей, особенностей воспитания и развития детей у них, исследуют накопленный этнический опыт, включающий в себя сказки, потешки, прибаутки, песни, пословиц, поговорки, традиции, приметы и т.д.
В соответствии со вторым критерием, ряд автором выделили следующие направления в этнопедагогических исследованиях:
- Нравственное и этическое воспитание, основанные на народных традициях (А.Ф. Головин, Э.М. Агафонов и ряд других).
- Формирование межнациональной культуры общения и межнациональных взаимоотношений (М.Г. Алирзаев).
- Этнопсихологические аспекты воспитания, основанные на межличностных взаимоотношениях внутри конкретного этноса (И.Н. Афанасьев).
- Воспитательный потенциал трудовой подготовки (А.Ф. Головин).
- Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения средствами этнопедагогики (Ш.И. Джанзакова).
- Использование потенциала этнопедагогики с целью подготовки к предстоящей семейной жизни (С.М. Иванов, Ф.В. Каскулова).
- Специфика поликультурного воспитания и образования в многонациональных регионах (О.В. Аракелян).
- Особенности подготовки будущих педагогов, с использованием возможностей народной педагогики (В.А. Николаев, Э.Р. Хакимов).
- Анализ взаимосвязи народной и религиозной педагогики (М.С. Нурмакова).
- Педагогические условия успешного воспитания гуманных и толерантных взаимоотношений в многонациональных образовательных учреждениях (С.Ю. Сенатор).
Ведущие идеи современной этнопедагогики
Основной идеей этнопедагогики является достижение гармонии в природном, духовно и социальном развитии ребенка.
Становление идей этнопедагогики осуществлялось с упором на отношении ребенка у миру, а не модели подчинения и господства, на равенстве всех народов и людей между собой.
Современная этнопедагогика занимается анализом народного опыта в воспитании, обучении и развитии детей, выделением среди всего многообразия тех методов, средств и приемов, которые могут быть адаптированы под современные условия и успешно в них внедрены.
С одной стороны, такой подход систематизирует народный педагогический опыт, а, с другой, все же лишает его характерного колорита, для которого свойственен иной взгляд на всю систему воспитания.
Для традиционного подхода в народном воспитании более характерен интуитивный выбор воспитательных воздействий, чем рационально просчитанный. Однако с теоретической точки зрения будет полезно проанализировать педагогический опыт с учетом современных требований педагогической науки и перспектив его использования в сфере социальной педагогики.