Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие этнопедагогики

Определение 1

Этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, а также о морально-этических и эстетических воззрениях конкретного этноса.

Становление этнопедагогики как науки

Этнопедагогика как самостоятельная наука берет свое начало в начале ХХ века. Большой вклад в ее развитие внес Г.Н. Волков, который проводил исследования в области народной педагогической культуры и ее влияния на процесс воспитания и развития подрастающего поколения.

Именно с именем Г.Н. Волкова связывают возникновение и развитие этнопедагогики в России. По определение Волкова:

Определение 2

Этнопедагогика – это наука, занимающаяся изучением опыта разнообразных этнических групп в сфере воспитания и обучения детей, становлении моральных и эстетических ценностей, на основании воззрений нации, народности, племени, рода и семьи.

Таким образом, по мнению Волкова, этнопедагогика понимается как теория и история народного воспитания (обыденное, естественное, неформальное, нешкольное и традиционное).

Этнопедагогика объясняет народную педагогику, посредством сбора воспитательного опыта этнических групп, а также осуществляет адаптацию их применения в современных условиях воспитательной практики.

Помимо Волкова вопросами этнопедагогики занимались и иные исследователи в сфере педагогических наук. Однако все их исследования и учения имели под собой основу этнопедагогики Волкова.

Так, по определению К. Пирлиева, этнопедагогика является именной той отраслью педагогики, которая занимается не только исследованием самобытности воспитания разных этносов, но и создает на их основании актуальную педагогическую культуру.

В определении Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, этнопедагогика направлена на осуществление анализа влияния на процесс воспитания этнической психологии и национальных общностей. Именно этнопедагогика исследует учет закономерностей организации и реализации педагогического процесса с учетом национальной принадлежности.

«Развитие этнопедагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Таким образом, в целом этнопедагогика направлена на изучение своеобразия целей, задач, содержания, методов, приемов, средств и условий воспитания, обучения и развития детей различных народов.

Областью исследования этнопедагогики является не только изучение национальных особенностей процесса воспитания, но самого народа.

Ребенок, в рамках этнопедагогики может выступать и как объект, и как субъект воспитания.

В целом же этнопедагогика осуществляет синтез семейного воспитания, опыта народного процесса воспитания и религиозного воспитания. А также анализирует данный опыт посредством современного методологического аппарата педагогики.

Основные направления современных исследований в этнопедагогике

Этнопедагогика представляет народный и этнический опыт, который может быть использован в рамках современной практической педагогики. Именно поэтому этнопедагогика не стоит на месте, а постоянно развивается. В первую очередь развивается ее методологический аппарат. Основными направлениями исследования в этнопедагогике является ряд следующих критериев:

  1. Определение этнической принадлежности.
  2. Содержание проводимых этнопедагогических исследования.

В соответствии с первым критерием выделяют направления по исследованию конкретных народностей, особенностей воспитания и развития детей у них, исследуют накопленный этнический опыт, включающий в себя сказки, потешки, прибаутки, песни, пословиц, поговорки, традиции, приметы и т.д.

В соответствии со вторым критерием, ряд автором выделили следующие направления в этнопедагогических исследованиях:

  1. Нравственное и этическое воспитание, основанные на народных традициях (А.Ф. Головин, Э.М. Агафонов и ряд других).
  2. Формирование межнациональной культуры общения и межнациональных взаимоотношений (М.Г. Алирзаев).
  3. Этнопсихологические аспекты воспитания, основанные на межличностных взаимоотношениях внутри конкретного этноса (И.Н. Афанасьев).
  4. Воспитательный потенциал трудовой подготовки (А.Ф. Головин).
  5. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения средствами этнопедагогики (Ш.И. Джанзакова).
  6. Использование потенциала этнопедагогики с целью подготовки к предстоящей семейной жизни (С.М. Иванов, Ф.В. Каскулова).
  7. Специфика поликультурного воспитания и образования в многонациональных регионах (О.В. Аракелян).
  8. Особенности подготовки будущих педагогов, с использованием возможностей народной педагогики (В.А. Николаев, Э.Р. Хакимов).
  9. Анализ взаимосвязи народной и религиозной педагогики (М.С. Нурмакова).
  10. Педагогические условия успешного воспитания гуманных и толерантных взаимоотношений в многонациональных образовательных учреждениях (С.Ю. Сенатор).

Ведущие идеи современной этнопедагогики

Основной идеей этнопедагогики является достижение гармонии в природном, духовно и социальном развитии ребенка.

Становление идей этнопедагогики осуществлялось с упором на отношении ребенка у миру, а не модели подчинения и господства, на равенстве всех народов и людей между собой.

Современная этнопедагогика занимается анализом народного опыта в воспитании, обучении и развитии детей, выделением среди всего многообразия тех методов, средств и приемов, которые могут быть адаптированы под современные условия и успешно в них внедрены.

С одной стороны, такой подход систематизирует народный педагогический опыт, а, с другой, все же лишает его характерного колорита, для которого свойственен иной взгляд на всю систему воспитания.

Для традиционного подхода в народном воспитании более характерен интуитивный выбор воспитательных воздействий, чем рационально просчитанный. Однако с теоретической точки зрения будет полезно проанализировать педагогический опыт с учетом современных требований педагогической науки и перспектив его использования в сфере социальной педагогики.

Дата последнего обновления статьи: 11.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot