Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этнопедагогика

Понятие этнопедагогики

Определение 1

Этнопедагогика — это наука, в основе изучения которой заложена народная педагогика, традиционные практики обучения и воспитания, исторически сложившиеся у разнообразных этносов.

Этнопедагогика – это научный взгляд на процесс воспитания, через призму культуры и традиций народа.

Этнопедагогика занимается анализом современного процесса воспитания, различных педагогических и социальных процессов, их взаимосвязи друг с другом, а также культурными традициями. Этнопедагогика является частью педагогической науки, исследующей особенности и закономерности народного воспитания.

Замечание 1

Предмет этнопедагогики – это педагогическая культура определенной народности, этносоциума или рода.

В настоящее время этнопедагогику часто отождествляют с таким понятием как «народная педагогика». Однако необходимо отметить, что это совершенно разные понятия, которые несут в себе различную смысловую нагрузку.

Народная педагогика – это определенные воспитательные традиции, которые присущи конкретной этнической группе. Этнопедагогика же является обобщенными понятием, которое обозначает сравнительный анализ различных воспитательных традиций народов и этносов.

Таким образом, народная педагогика включает в себя преемственность между поколениями в вопросах воспитания и обучения. Она больше связана с жизнью народа и соответственно с процессом социализации воспитанников.

В рамках этнопедагогики социализация представлена как процесс развития личности ребенка под воздействием на него окружающего общества, народной культуры и приобретенного социального статуса. То есть, этнопедагогика помимо вопросов всестороннего воспитания с упором на этнос, подразумевает и осуществление успешной социализации ребенка в обществе.

«Этнопедагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание этнопедагогики включает в себя такие нравственные категории как долг, честь, ответственность, совесть, любовь, терпимость, сопереживания и т.д. Все они являются важным условием самоутверждения каждого человека в условиях современного общества, обеспечивая ему благоприятную психологическую среду для успешного воспитания.

Основу этнопедагогики представляет духовная культура, национальные традиции и обычаи, социально-этические нормы, присущие конкретному народу. Именно опора на особенности и уникальность того этноса, к которому относятся дети (ученики, воспитанники) и является важной направляющей этнопедагогики.

В этнопедагогику заложена и народная мудрость, которая имеет чёткую дифференциацию форм воспитания:

  1. Пословицы и поговорки направлены на социально-этическое воспитание.
  2. Загадки нацелены на умственное и интеллектуальное развитие.
  3. Песни предполагают эстетическое и патриотическое воспитание.
  4. Сказки направлены на всестороннее развитие личности ребенка.
Замечание 2

Таким образом, этнопедагогика отражает основные общечеловеческие компоненты каждого этноса, определяет воспитательные средства, в зависимости от этнической принадлежности и особенностей воспитания в рамках данной национальности.

Основная направленность этнопедагогики

Этнопедагогика является относительной молодой педагогической наукой. Ее системное исследование началось во второй половине ХХ века, несмотря на то, что вопросы этнической направленной воспитания рассматривались еще в трудах К.Д. Ушинского.

В средствах этнопедагогики выделяют два основных аспекта:

  1. Прикладной аспект – включает в себя воспитательное значение.
  2. Содержательный аспект – включает в себя воспитательную идею.

В настоящее время этнопедагогика является одним из основных средств, несущих в себе ценность для развития творческой личности, с учетом ее этнической особенности и самобытности.

На основании ключевых аспектов этнопедагогики она выступает как история и теория народного воспитания.

Замечание 3

Предметной областью этнопедагогики является решение воспитательных задач, поставленных социумом, в зависимости от этнического и общественного самопознания ребенка.

Реализуемые в образовательных учреждения воспитательно-образовательные программы, в рамках этнопедагогики, направлены на развитие ряда личностных качеств ребенка и усвоение им общепризнанных социальных норм, опыта и ценностей. Достигается это посредством:

  1. Сбора и систематизации народных знаний по вопросам воспитания и обучения.
  2. Передачи подрастающему поколению народной мудрости, отраженной в сказках, сказаниях, былинах, традициях, истории, жизненном укладе и т.д. каждого конкретного этноса.
  3. Максимального использования накопленного народом потенциала по вопросам воспитания и обучения детей, с опорой на историко-культурный этнический аспект.

Таким образом, основным направлением этнопедагогики является ориентир на особенность и самобытность каждого народа. Использование методов и средств воспитания, накопленных данным народов, в современных условиях путем их адаптации и совершенствования.

Значимость этнопедагогики

Значимость этнопедагогики состоит в том, что невозможно организовать успешный процесс воспитания, обучения и развития подрастающего поколения без учета этнических особенностей. Особенно актуально это в рамках нашего государства, которое является многонациональным.

Этнопедагогика является именно той отраслью педагогики, которая направлена на национальный подъем и развитие, возрождение и значимость этнического самовоспитания, направленно на создание личности патриота, сына своего народа, имеющего высокоразвитое чувство гордости за свой народ, его историю и традиции.

Роль этнопедагогики в современной системе воспитания заключается в том, что она направлена на спасение национальной индивидуальности каждого народа, проживающего на территории страны. Особенно актуально это в свете тех событий, которые пережила страна в годы репрессий и войн, когда малочисленные народы подвергались гонению и уничтожению. Именно этнопедагогика будет способствовать тому, что каждый ребенок, вне зависимости от этнической принадлежности будет воспитан с чувством гордости за свой народ и чувством уважения к другим народам.

Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.

Дата последнего обновления статьи: 11.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot