Этап практики воспитания
Этап практики воспитания охватывает период первобытного общества и древнейшие цивилизации. Суть первобытного воспитания – воспроизведение новых поколений и передача бытовых, охотничьих и других естественных навыков. Ребенок не готовился специально к жизни в обществе, он обучался и воспитывался в процессе собственной жизнедеятельности, прямо включаясь вместе со старшими в доступную деятельность. Сущность репродуктивного воспитания: повторяй за взрослым.
Основным видом деятельности человека являлось земледелие и животноводство, следовательно, обучали детей выращивать растения, ухаживать за животными, охотиться и рыбачить. Образ жизни первобытного человека был неразрывно связан с природой, существовало множество традиций, обрядов, языческих праздников, в которые посвящались дети. Они должны были знать обычаи, историю рода и т. д. Детей учили участвовать в играх, праздниках, обрядах, они постигали устное народное творчество: предания, песни, сказки и др. Воспитание было тесно связано с бытом, и человек не способен был выделить этот предмет в отдельную науку.
Наблюдается зарождение разных форм воспитания в Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Ассирия) и в Китае (конфуцианство).
Педагогическая мысль Античности и Средневековья
Второй этап характеризуется развитием педагогических идей и концепций в Античности и в Средние века. В это время происходит философско-теоретическое осмысление процесса воспитания.
Определение сущности воспитания:
- калокагатия – гармония духа и тела (Античность, Аристотель);
- воспитание добродетельного человека и истинного христианина (Средневековье, эпоха Возрождения);
- всестороннее и гармоничное развитие человека (Новое время).
Много глубоких мыслей о воспитании содержалось в трудах Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.
В Спарте воспитанием мальчиков занимались в специализированных заведениях. Целью педагогического и воспитательного процесса считалось подготовка и воспитание выносливых и мужественных воинов, которые позже могли стать рабовладельцами. Образование девочек проходило дома и включало обучение счету и письму.
Основная цель воспитания в Афинах выражалась в воспитании умственных способностей, нравственности, эстетических вкусов и физическом развитии. Развитие подрастающего поколения имело эмоциональную направленность, воспитание носило главным образом эстетический характер.
Среди учебных заведений и форм обучения в Афинах можно выделить:
- школу грамматиста (обучение чтению, счету и письму);
- школу кифариста (обучение литературе, пению, игре на музыкальных инструментах, декларации);
- палестру (обучение пятиборью - борьба, бег, плавание, метание диска и копья; беседы на политические и нравственные темы с уважаемыми гражданами);
- гимназии – (изучение литературы, философии, вопросов управления государством, военно-физическая подготовка).
В Древнем Риме практиковалось семейное образование. Девочек обучали танцам, музыке, рукоделию, мальчиков – владению оружием и другим мужским занятиям. Существовали частные школы, в которых обучали греческому языку, риторике, истории и литературе. В годы республиканского Рима стали открываться школы ораторов, в которых готовили юношей к высшим государственным должностям. В этих школах обучали риторике, правоведению, греческому языку, философии и математике.
Воспитание в период Средневековья (ХIV—ХVIII вв.) носило выраженный религиозный характер. Основная цель воспитания и обучения – развитие покорного, терпеливого и смиренного человека. Воспитание детей доверяли служителям церкви, которые обучали в духе религии, учили латинскому языку, нередко подвергали за непослушание тяжелым физическим наказаниям.
Детей рыцарей и феодалов обучали фехтовать, ездить верхом, владеть копьем, мечом и щитом, плавать, играть в шахматы, охотиться, слагать и петь стихи.
С ростом городов и развитием ремесел начали открываться цеховые и гильдейские школы, в которых религия переставала быть основой обучения и отступала на задний план.
Развитие педагогической науки в Новое и Новейшее время
С XVII века наблюдается становление педагогики как самостоятельной науки, отделение ее от философии. Педагогика изучает закономерности воспитания и обучения подрастающего поколения. Определяются содержание образования, педагогические принципы, формы и методы организации педагогического процесса.
В эпоху Возрождения (ХIV—ХVI вв.) большое внимание уделялось умственному и физическому воспитанию детей при котором происходило развитие творческих способностей, эмоциональной свободы, самостоятельности, самодеятельности.
Проявлением возрождения человеческого духа стали труды Т. Мора и Т. Кампанеллы. Большое значение придавалось физическому воспитанию и приобретению технических знаний, а также возможности самостоятельного и осознанного выбора будущей профессии.
Новые педагогические идеи и концепции в XVII веке привнесли Я.А. Коменский и Дж. Локк. Отличительные особенности педагогики этого времени – выделение ее в самостоятельную науку. Цель образования - нравственное и физическое воспитание, формирование «дисциплины духа» и «дисциплины тела».
Я.А. Коменский создал педагогическую систему, основанную на классно-урочном обучении. Он предложил основные направления организации учебной работы. Его работы оказали огромное влияние на развитие педагогики во всем мире.
Эпоха Просвещения отличается идеями единения с природой, в основе образования лежит все прекрасное и просвещенное.
Ж.-Ж. Руссо является основоположником теории естественного воспитания. Указывал на необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения и воспитания. Считал важным наличие тесной взаимосвязи обучения с природой и жизнью человека.
И. Г. Песталоцци основную цель воспитания видел в формировании нравственного облика, развитии способностей человека, постоянном совершенствовании, саморазвитии природных сил.
В XIX веке огромный вклад в развитие педагогики внесли: Ф. А. Вильгельм (говорил о необходимости учитывать возрастные особенности ребенка), Дистервег (проповедовал идею воспитания общечеловеческого масштаба, выступал против религиозного и сословного воспитания), К. Д. Ушинский (выделил основной принцип педагогики – принцип народности, в формировании человека на первое место ставил обучение родному языку и истории, важным считал принцип воспитания в труде).
Основоположниками революционно-демографических взглядов в обучении и воспитании стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой и Н. И. Пирогов.
В XX в. педагогические идеи и теории пополнили труды А. С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова, М. П. Щетинина, М.И. Махмутова, Д.Б. Эльконина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова.