Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы педагогического общения

Этапы педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя и учеников внутри целостного педагогического процесса, который развивается по двум направлениям: организация отношений с учениками и управление общением в детском коллективе.

Педагогическое общение состоит из следующих этапов:

  1. моделирование педагогом общения с классом, группой, потоками в ходе подготовки к педагогической деятельности;
  2. организация непосредственного общения с аудиторией;
  3. управление общением в процессе развития педагогической деятельности;
  4. анализ системы общения и моделирование общения в будущей деятельности.

У каждого названного этапа общения выделяют ряд особенностей.

Первый этап предполагает, что в ходе моделирования общения планируют коммуникативную структуру будущей деятельности, то есть:

  • педагогические цели и задачи;
  • общая педагогическая и нравственно-психологическая ситуация в классе;
  • творческая индивидуальность самого учителя;
  • индивидуальные особенности учеников;
  • предполагаемая система методов обучения и воспитания.

Все названное, вместе взятое, является опережающей стадией педагогического общения. Данная стадия должна быть хорошо продумана. Методическая и содержательная структура занятия должна оказывать воздействие на возникновение эмоционального единства и создавать атмосферу общения.

Второй этап представлен начальным периодом общения, организацией непосредственного взаимодействия с аудиторией, началом контакта, во многом определяющий успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспектов педагогической деятельности. К важнейшим элементам данного этапа относят:

  • конкретизацию спланированной модели общения;
  • уточнение условий и структуры предстоящего общения;
  • осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
«Этапы педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Учитель обязательно должен с первых минут уточнять общее настроение в классе или аудитории, а также возможность осуществления работы через избранные на предварительном этапе методы работы.

Педагог выступает инициатором общения, то есть, от того, каким образом он перейдет от предкоммуникативной ситуации к непосредственному педагогическому общению, зависит успех всей деятельности. Управление познавательным поиском на занятиях осуществляется посредством верно спланированной и организованной системе общения.

Третий этап состоит в управлении развитием педагогического процесса. Методы обучения и система общения должны быть адекватными и соответствовать друг другу. Только в таком случае совместная работа учителя с учениками будет эффективной.

Четвертый этап – учитель занимается анализом используемой им системы общения, уточняя возможные варианты организации общения в рассматриваемом коллективе, занимается анализом содержания занятия и этим способен прогнозировать будущее общение с классом. На четвертом этапе цикл общения завершается и осуществляется переход снова к первому этапу.

Техника педагогического общения

Определение 2

Техника педагогического общения – это совокупность умений, навыков и приемов, которые дают возможность управлять педагогическим процессом.

В технику педагогического общения входит две группы компонентов:

  • первая группа связана с умением учителя управлять собственным поведением – речью, мимикой, пантомимикой, выражением собственных эмоций, вниманием, наблюдательностью и пр.
  • вторая группа связана с умением воздействовать на коллектив и отдельные личности.

При этом, в педагогической деятельности общение вызывает ряд трудностей, связанных, в первую очередь, с незнанием учителем структуры и законов педагогического общение, с тем, что у него не в полной мере развита культура коммуникаций. Учитель не в должной степени может владеть общением в качестве профессионального инструмента своей деятельности.

Одним из элементов в организации целостного педагогического общения является завоевание учителем инициативы на уроке в качестве одного из средств оптимизации управления учебно-познавательной деятельности. Педагог может в таком случае выполнять следующие действия:

  • оперативно организовывать изначальный контакт с классом;
  • оперативно переходить от организационных процедур – приветствия, усаживания и пр., а также к деловому и личностному общению;
  • предупреждать возникновение простоев между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия;
  • оперативно достигать социально-психологическое единство с классом, формировать чувство «мы»;
  • ставить учебные задачи и проблемные вопросы, которые в первые моменты взаимодействия могут помочь в мобилизации коллектива;
  • сокращать количество запрещающих педагогических требований и расширять позитивно-ориентированные педагогические воздействия;
  • обеспечивать внешний коммуникативный вид, то есть опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние;
  • адекватно реализовывать речевые и неречевые средства взаимодействия, активно включать мимику, контакт глазами, жесты и пр.;
  • выражать собственную расположенность к детям, доброжелательность и открытость;
  • формулировать яркие, притягательные цели и стимулировать поиск путей их достижения;
  • проявлять понимание ситуативной внутренней настроенности учеников и учитывать ее;
  • достигать и поддерживать контакт в общении, устанавливать ситуативное взаимопонимание, формировать у учеников потребность во взаимодействии с учителем.
Дата последнего обновления статьи: 05.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot