Этапы педагогического общения
Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя и учеников внутри целостного педагогического процесса, который развивается по двум направлениям: организация отношений с учениками и управление общением в детском коллективе.
Педагогическое общение состоит из следующих этапов:
- моделирование педагогом общения с классом, группой, потоками в ходе подготовки к педагогической деятельности;
- организация непосредственного общения с аудиторией;
- управление общением в процессе развития педагогической деятельности;
- анализ системы общения и моделирование общения в будущей деятельности.
У каждого названного этапа общения выделяют ряд особенностей.
Первый этап предполагает, что в ходе моделирования общения планируют коммуникативную структуру будущей деятельности, то есть:
- педагогические цели и задачи;
- общая педагогическая и нравственно-психологическая ситуация в классе;
- творческая индивидуальность самого учителя;
- индивидуальные особенности учеников;
- предполагаемая система методов обучения и воспитания.
Все названное, вместе взятое, является опережающей стадией педагогического общения. Данная стадия должна быть хорошо продумана. Методическая и содержательная структура занятия должна оказывать воздействие на возникновение эмоционального единства и создавать атмосферу общения.
Второй этап представлен начальным периодом общения, организацией непосредственного взаимодействия с аудиторией, началом контакта, во многом определяющий успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспектов педагогической деятельности. К важнейшим элементам данного этапа относят:
- конкретизацию спланированной модели общения;
- уточнение условий и структуры предстоящего общения;
- осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Учитель обязательно должен с первых минут уточнять общее настроение в классе или аудитории, а также возможность осуществления работы через избранные на предварительном этапе методы работы.
Педагог выступает инициатором общения, то есть, от того, каким образом он перейдет от предкоммуникативной ситуации к непосредственному педагогическому общению, зависит успех всей деятельности. Управление познавательным поиском на занятиях осуществляется посредством верно спланированной и организованной системе общения.
Третий этап состоит в управлении развитием педагогического процесса. Методы обучения и система общения должны быть адекватными и соответствовать друг другу. Только в таком случае совместная работа учителя с учениками будет эффективной.
Четвертый этап – учитель занимается анализом используемой им системы общения, уточняя возможные варианты организации общения в рассматриваемом коллективе, занимается анализом содержания занятия и этим способен прогнозировать будущее общение с классом. На четвертом этапе цикл общения завершается и осуществляется переход снова к первому этапу.
Техника педагогического общения
Техника педагогического общения – это совокупность умений, навыков и приемов, которые дают возможность управлять педагогическим процессом.
В технику педагогического общения входит две группы компонентов:
- первая группа связана с умением учителя управлять собственным поведением – речью, мимикой, пантомимикой, выражением собственных эмоций, вниманием, наблюдательностью и пр.
- вторая группа связана с умением воздействовать на коллектив и отдельные личности.
При этом, в педагогической деятельности общение вызывает ряд трудностей, связанных, в первую очередь, с незнанием учителем структуры и законов педагогического общение, с тем, что у него не в полной мере развита культура коммуникаций. Учитель не в должной степени может владеть общением в качестве профессионального инструмента своей деятельности.
Одним из элементов в организации целостного педагогического общения является завоевание учителем инициативы на уроке в качестве одного из средств оптимизации управления учебно-познавательной деятельности. Педагог может в таком случае выполнять следующие действия:
- оперативно организовывать изначальный контакт с классом;
- оперативно переходить от организационных процедур – приветствия, усаживания и пр., а также к деловому и личностному общению;
- предупреждать возникновение простоев между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия;
- оперативно достигать социально-психологическое единство с классом, формировать чувство «мы»;
- ставить учебные задачи и проблемные вопросы, которые в первые моменты взаимодействия могут помочь в мобилизации коллектива;
- сокращать количество запрещающих педагогических требований и расширять позитивно-ориентированные педагогические воздействия;
- обеспечивать внешний коммуникативный вид, то есть опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние;
- адекватно реализовывать речевые и неречевые средства взаимодействия, активно включать мимику, контакт глазами, жесты и пр.;
- выражать собственную расположенность к детям, доброжелательность и открытость;
- формулировать яркие, притягательные цели и стимулировать поиск путей их достижения;
- проявлять понимание ситуативной внутренней настроенности учеников и учитывать ее;
- достигать и поддерживать контакт в общении, устанавливать ситуативное взаимопонимание, формировать у учеников потребность во взаимодействии с учителем.