Понятие эмпирического педагогического исследования
Эмпирическое педагогическое исследование – это комплекс практических методов, средств, процедур и технологий, направленных на изучение и исследование педагогической проблемы.
Эмпирические методы исследования направлены на обеспечение непосредственного практического познания исследуемых участников педагогического процесса, точную регистрацию выявленных явлений и фактов, которые необходимы для последующего теоретического анализа.
Сущность эмпирического педагогического исследования состоит в том, что оно нацелено на сбор, накопление, классификацию и анализ информации, полученной в процессе практического исследования. На протяжении всего эмпирического исследования, организатором исследования используются практические методы и средства, направленные непосредственно на достижение поставленной цели и решение педагогической проблемы.
Необходимо отметить, что наибольшую роль в организации и реализации эмпирического педагогического исследования имеют эмпирические методы. Именно посредством данных методов происходит сбор, систематизация, накопление и анализ информации (материалов), необходимых для получения конечного результата исследования.
Результаты эмпирического исследования выражаются не только в качестве установления полученных фактов, но и в виде обобщенных эмпирических выводов, сопровождаемых наглядным представлением полученных данных (таблицы, графики, диаграммы и т.п.).
Таким образом, под эмпирическим познанием понимают изучение и исследование ключевых параметров изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также особенности поведения.
Организация эмпирического педагогического исследования возможна только посредством практической работы, путем исследования и экспериментов.
Особенностью эмпирического исследования является возможность его эмоционального отражения. То есть полученные в ходе эмпирического исследования результаты можно представить не только в виде конкретных фактов, выраженных в цифрах (таблицы, рисунки и т.д.), но и в виде эмпирических обобщений (выводы).
Таким образом, наиболее действенным педагогическим исследованием является эмпирическое. Это объясняется тем, что оно способствует получению информации, которая связана с практической деятельностью объекта исследования в его реальной действительности.
Эмпирические методы педагогического исследования
К основным методам эмпирического педагогического исследования относятся: беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности детей и педагогической документации.
Общим свойством всех методов эмпирического исследования является их непосредственная направленность на изучение исследуемого объекта, сбор и последующая систематизация полученной информации (материала), обработка и получение конечного результата исследования.
Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы, является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.
Характеристика методов эмпирического педагогического исследования
Наблюдение. Наиболее простой в организации, и в связи с этим, один их самых распространенных и часто используемых методов эмпирического исследования. Суть данного метода заключается в том, что исследователь осуществляется наблюдение (скрытое или внедренное) за объектом исследования в его естественной среде жизнедеятельности. При этом наблюдатель отмечает необходимые для исследования детали, особенности поведения объекта и т.д. Наблюдение может быть нескольких типов, в зависимости от количества участников исследования – групповое, стихийное, индивидуальное.
Достоинства данного метода:
- доступность и простота организации;
- возможность ознакомиться с объектом исследования, в процессе его естественной деятельности.
Недостатки метода наблюдения:
- на достоверность результатов метода наблюдения оказывают влияние личностные особенность исследователя, его взгляды, убеждения, стереотипы и т.д.;
- достоверность результатов находится в прямой зависимости от длительности проводимого наблюдения;
- невозможность охватит в процессе наблюдения все моменты исследуемого процесса, особенно если в нем принимают участие одновременно несколько объектов исследования.
Анкетирование. Метод сбора информации посредством специального разработанных опросников или анкет, на которые необходимо дать письменные ответы.
Различают следующие виды анкет:
- открытые: необходимо дать самостоятельно ответ на заданный в анкете вопрос;
- закрытые: необходимо из нескольких ответов выбрать наиболее подходящий (возможен выбор одновременно 2-3 ответов);
- смешанные (комбинированные): предполагают наличие вопросов с различными вариантами ответов (открытые и закрытые).
Достоинство анкетирования заключается в том, что оно способствует выявлению общего мнения по различным вопросам одновременно у значительного количества людей.
Недостатком является то, что не все испытуемые готовы отвечать правдиво, особенно если на анкетном листе указывается ФИО. Также возможно, что в случае затруднения ответ будет списан у соседа.
Беседа. Метод эмпирического исследования, который заключается в получении необходимой информации посредством индивидуального диалога с испытуемым по заранее составленному плану и вопросам. Беседа имеет конкретную цель, которая и определяет направление разговора.
Изучение продуктов деятельности ребенка. Метод, который заключается в изучении и анализе различных работ ребенка (рисунков, письменных работ и т.п.).
Изучение документации учебного заведения. Метод, заключающийся в изучении методической и педагогической документации (личные дела детей, протоколы собраний, классные журналы и т.п.).
Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.
Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений.