Значение геометрического материала для формирования пространственных представлений у младших школьников
Пространственные представления – это знания об устройстве времени и пространства, их связях и отношениях, а также их правильное восприятие и практическое применение.
Пространственные представления помогают детям понять, каким образом устроены предметы, какое место они занимают в пространстве, каким образом они соотносятся, каковы их параметры – величина, форма, месторасположение, особенности движения.
Пространственные представления в младшем школьном возрасте формируются в игровой деятельности, при формировании трудовых навыков, выполнении разнообразных поделок, конструировании, лепке. Однако, все эти направления формируют пространственные представления достаточно размыто. Наиболее важная роль в их формировании принадлежит математическим занятиям. Они способствуют развитию у детей таких представлений, как:
- Форма объектов окружающего мира – прямоугольник, треугольник, квадрат, круг;
- Величина объектов – большой, маленький, средний;
- Протяженность в пространстве. Здесь имеется в виду длина объекта, высота, пространственное расположение – слева, справа;
- Пространственные связи: расположен дальше чем…, ближе чем…левее, правее…ниже среднего, выше середины.
Полученные пространственные знаний помогают детям в дальнейшем обучении и повышают эффективность усвоения учебной программы начальной школы по различным дисциплинам.
Особая роль в развитии пространственных представлений на уроках математики отводится использованию геометрических задач. При этом, они обязательно должны быть связаны с арифметикой и алгеброй и отвечать возрастному этапу развития учащегося младших классов.
Применение геометрических задач помогает сформировать представление о фигурах пространства, их форме и величине, а также пространственном расположении и связи с другими объектами. А это, в свою очередь, развивает навыки индуктивного мышления и формирования простейших умозаключений.
Школьные программы устроены таким образом, что геометрический материал на этапе начального обучения, практически не изучается. Геометрия внедряется в программу обучения средней школы. А это отрицательно сказывается на развитии пространственных представлений у учащихся.
В этой связи курс математики начальной школы просто необходимо насыщать большим количеством геометрического материала, который оказывает положительное воздействие на математическое развитие учащихся, способствует формированию у них пространственных представлений и подготавливает учащихся к изучению курса геометрии.
Цели и задачи использования геометрического материала в начальной школе
Использование основ геометрии в математическом обучении учащихся начальной школы, прежде всего, ориентировано на формирование пространственных представлений учащихся, за счет знакомства с разнообразными фигурами и их параметрами.
Развитие пространственных представлений на основе применения геометрического материала способствует развитию у учащихся навыков видения геометрических образов в пространстве, различения их свойств и произведению разнообразных измерений.
Применение геометрического материала в курсе математике начальной школы должно быть организовано таким образом, чтобы материал имел систематическое строение, четко устроенное и органично распределенное. Это позволит учащимся понять, каким образом устроены геометрические фигуры и геометрические отношения. Таким образом, создается фундамент геометрических знаний и представлений.
В использовании геометрического материала при формировании пространственных представлений учащихся можно выделить ряд подцелей:
- Формирование рефлексивных навыков учащихся.
- Изучение устройства окружающего мира с точки зрения геометрии.
- Развитие всех сторон образного мышления.
- Подготовка к изучению курса геометрии в средней школе.
Данные цели отражают необходимость изучения в начальной школе определенной системы геометрических понятий. Цели определяют следующие задачи изучения геометрии в младших классах:
- Преодоление разрыва между изучением плоских фигур в начальной школе и объемных пространственных фигур в курсе геометрии старшей школы;
- Формирование у учащихся пространственных образов, характеризующихся гибкостью и многомерностью;
- Формирование вариативного и инвариативного обучения.
Цели обучения геометрии в начальной школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Цели обучения геометрии в начальной школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Геометрический материал начальной школы, который необходимо включать в программу обучения по математике, можно разделить на следующие основные разделы:
- Расположение объектов в пространстве и на плоскости и их отношение друг к другу.
- Развитие навыков распознавания и изображения геометрических фигур.
- Развитие представлений о геометрических формах окружающего мира т.е. навыков выявления и верного называния объектов, имеющих формы различных геометрических фигур.
Этапы изучения геометрического материала в начальной школе
Изучение геометрии в начальных классах проводится в следующей последовательности:
- Актуализация знаний. Изучение начинается с развития у детей навыков восприятия образов геометрических фигур. Дети должны научится выделять объекты конкретных форм и величин, уметь их сравнивать между собой.
- Формирование геометрических понятий. Детям не даются сами определения понятий, а рассказываются признаки геометрических объектов, которые отражают содержание этих понятий. Для этого, педагог подразделяет объекты по конкретным признакам и сравнивает их между собой, чтобы выделить их существенные свойства, отличающие их от иных объектов.
- Построение модели геометрической фигуры. Для этого используется конструирование, делаются фигуры из бумаги и другого материала.
- Изучение свойств геометрических фигур.
- Применение знаний по геометрии в различных ситуациях. Это практическая часть работы. Здесь применяются разнообразные задачи и упражнения, ориентированные на демонстрацию пространственных представлений, усвоенных детьми.